Подходит к завершению процесс реставрации картины, которую очень скоро смогут увидеть все желающие. Вернее, увидят они уже две картины - на одном полотне. Такой вот курьез: с одной стороны - Ленин, с другой - его враг Николай II. Или наоборот - кто кому больший враг, пусть разбираются историки. Двумя портретами же сейчас занимаются на кафедре живописи и реставрации Академии Штиглица, где реставрацией руководит профессор Татьяна Поцелуева.
Вождя заказывали?
Но туда картина попала не сразу. С 1924 года портрет Ленина кисти выпускника Училища барона Штиглица Владислава Измайловича висел в актовом зале ленинградской школы № 206, что находится на набережной Фонтанки недалеко от Щербакова переулка. Сам Измайлович был не только довольно известным художником, но и преподавателем, в том числе работал он и в 206-й школе, где среди его учеников был даже Аркадий Райкин. Но все это было после революции. До революции же Измайлович расписывал великокняжеские дворцы и вряд ли предполагал, что вскоре ему предстоит писать портреты Ленина, Луначарского и других вождей революции.
Но случилось то, что случилось. Пришлось перековываться. Попросили портрет Ленина - нарисовал. Странноватый, правда, вышел портрет. Обычно Ленина писали «в компании» рабочих или крестьян. А Измайлович нарисовал его на фоне Иоанновских ворот Петропавловской крепости и великокняжеской усыпальницы. Для отвода глаз, правда, пририсовал звезду над воротами и красные флаги над городом. К тому же рисовал он почему-то не на новом полотне, а на том, где уже был один портрет - Николая II. Правда, закрашенный. Спасал таким образом портрет последнего царя сам Измайлович или изображение закрасил кто-то другой - сегодня неизвестно. Но факты таковы: на другой стороне закрашенного портрета царя был написан портрет Ленина, который благополучно провисел в актовом зале 206-й школы много-много лет. Сам Измайлович умер в 1959-м и тайну хранил до конца. И вполне могло случиться, что никто никогда и не узнал бы о загадке картины, если бы не первоклассники. Которые бесились в актовом зале и случайно проткнули вождя революции. После этого картину пытались подлатать в школьных условиях, но в конце концов обратились в Русский музей, где и обнаружили на другой стороне закрашенный портрет Николая.
Рентген для царя
Потом огромный, три на два метра, холст переехал в реставрационные мастерские Академии Штиглица и там уже начались подробные его исследования - в ультрафиолетовых, инфракрасных и рентгеновских лучах. Они открыли и лик Николая, и автограф автора его портрета - художника Ильи Галкина. Писал он этот портрет в 1896 году, во время коронации последнего царя. И вообще в творческом багаже выходца из бедной семьи, ученика сапожника, талант которого заметил один из заказчиков и пристроил мальчика в художественную школу при Обществе поощрения художников, было несколько портретов членов царской семьи. Более того, он был в эту семью вхож, соответственно разбогател и даже купил имение. Умер Галкин за два года до революции. А портрет Николая II повесили все в том же актовом зале - только тогда это был зал Петровского коммерческого училища, которое позже и стало школой № 206. Нашлись даже фотографии дореволюционного зала с этим портретом.
Подарок к юбилею революции
Исследования показали и то, что закрашен портрет Николая был не в 1924-м, а раньше, примерно после Февральской революции. Причем водорастворимой краской, под которой рисунок хорошо сохранился. Если не считать нескольких заклеенных проколов на высоте человеческого роста - видимо, портрет кололи штыками. После чего проколы заклеили и картину закрасили, таким образом сохранив для потомков.
Ирония судьбы - или художника Измайловича? - еще и в том, что фигуры Ленина и Николая практически совпадают. Из-под знаменитой кепки Ильича виднеется лицо Николая.
Буквально через неделю, 30 ноября, эти загадочные портреты сможет увидеть любой желающий. Они будут представлены публике в Музее прикладного искусства Академии Штиглица, так и оставшись в одной, аутентичной и тоже отреставрированной, раме. Такой вот странный подарок судьбы, подкинутый к 100-летнему юбилею революции. Которая сначала развела двух людей по разные стороны баррикад, а потом неожиданно поместила их портреты на один холст. Интересно, как они там вдвоем уживаются?
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»