Историческая справедливость восторжествовала - портрет Николая II, девяносто с лишним лет спрятанный от людских глаз, предстал перед публикой. Случилось это благодаря реставраторам Академии Штиглица, которые три года восстанавливали портрет кисти Ильи Галкина, находившийся на обратной стороне холста с портретом Владимира Ленина. Сегодня двухстороннюю картину представили публике. Николая, как и положено, в богатой раме, Ленина - в «рабоче-крестьянской» деревянной. Но оба друг от друга они неотделимы.
Девяносто лет спиной к спине
История этих портретов не столько загадочная, сколько мистическая. И символизирует она и трагедию, и величие отечественной истории одновременно.
В 1896 году бывший ученик сапожника, ставший практически придворным художником, Илья Галкин рисует портрет Николая II. На котором последний российский царь, запечатленный в год своей коронации, предстает во всей красе - в парадном мундире, в котором он еще и венчался, и на фоне дворцовых интерьеров. Портрет писался под заказ - для Петровского коммерческого училища, впоследствии ставшего школой № 206.
Во времена революционные, до которых Галкин не дожил, было не до живописи, поэтому исчезновение портрета Николая никто не заметил. Зато на его месте появился портрет того, «благодаря» кому исчез не только царский портрет, но и сам царь, - Владимира Ленина. Написал его художник Владислав Измайлович. До революции расписывавший великокняжеские дворцы, после победы пролетариата он тоже работал под заказ. Попросили Ленина - нарисовал. Только на другой стороне холста, где художником Галкиным уже был изображен Николай II. До этого кем-то предусмотрительно - не исключено, что самим Измайловичем, - закрашенный водорастворимой краской. И так, буквально спиной к спине, Николай и Ленин провисели в актовом зале школы № 206, пока расшалившиеся ученики не проткнули холст с портретом Ильича. Так получилось обнаружить на другой стороне портрет Николая II.
Что дальше?
Работали над реставрацией картины сотрудники кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица во главе с профессором Татьяной Поцелуевой. Занимались реставрацией и студенты академии - молодым художникам посчастливилось поучаствовать в таком историческом событии. На представлении своей работы они рассказали, как три года кропотливо и бережно восстанавливали то, что не пощадило время и люди.
На церемонии представления двухсторонней картины собралось много специалистов, профессионалов, заинтересованных лиц. Ведь после реставрации встал вопрос дальнейшей судьбы портретов.
Как сказал ректор Академии Штиглица Василий Кичеджи, в академии понимают, что это полотно требует специальных условий хранения и должно оказаться в большом музее. К тому же оно всегда было собственностью государства и должно и дальше принадлежать государству.
- Это не просто картина, это - олицетворение истории страны и государства, в которой было много и печали, и подвигов, - отметил Василий Кичеджи.
Поэтому ректор написал письма министру образования и министру культуры с просьбой определить дальнейшую судьбу картины.
Музеи встали в очередь
Впрочем, желающих заполучить Николая - Ленина уже сейчас предостаточно.
Так, специально на церемонию представления картины приехала директор Музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова, которая приводила массу доводов, почему картина должна оказаться именно в Александровском дворце Царского Села. В том числе и потому, что именно в фондах дворца находится тот самый парадный ментик, в котором изображен на портрете Николай II. Вот только куда девать в Александровском дворце Ленина, который туда не слишком вписывается, - вопрос.
Другой вариант (и к нему склоняется значительная часть присутствовавших на презентации картины специалистов): место двойного портрета - в Музее политической истории. Тем более что даже Ленин на портрете Измайловича не просто стоит на фоне Петропавловки, но и смотрит в сторону особняка Кшесинской, где сейчас и располагается музей. Опять же мистика.
Ну а пока решается дальнейшая судьба этой уникальной картины, все желающие могут увидеть ее в Музее прикладного искусства Академии Штиглица. С 1 декабря доступ будет открыт для широкой публики.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»