Футбольный клуб «Тосно» досрочно, за три тура до финиша сезона в ФНЛ, завоевал путевку в российскую Премьер-лигу. Событие для футбола Ленинградской области историческое. Правда, не совсем понятно, к какому региону в принципе следует причислять новичка РФПЛ. Называется клуб по имени города Ленобласти, где эта команда не сыграла и, вероятно, не сыграет ни одного матча. Зато играет в Великом Новгороде, то есть, в Новгородской области. А клубный офис располагается в… Санкт-Петербурге! Прямо анекдот. Будущее же «Тосно» - в полном тумане. И какой регион клуб будет представлять, и за чей счет жить - непонятно.
Перекати-поле
Можно ли пройти путь с самых низов до элиты российского футбола за четыре с небольшим года? Еще как можно! «Тосно» появился на свет весной 2013-го и почти сразу же, что называется, пошел напролом. Однажды даже обыграл московский «Спартак» в Кубке России. Чего, по нынешним временам, и «Зениту» не удается. Генеральный директор Вячеслав Матюшенко управлял клубом весьма своеобразно: игроков и тренеров менял как перчатки. Вот только Дмитрий Парфенов, к слову, бывший спартаковец продержался на тренерском мостике почти два года - до сих пор.
Да и играл «Тосно» как-то, образно выражаясь, по-цыгански. Не футбольный клуб, а настоящее перекати-поле. Сперва выступал в Тихвине, затем перебрался в Петербург на Малую арену «Петровского», а с прошлого года переехал в Великий Новгород на стадион «Электрон», вмещающий 3300 зрителей. Да и там не всегда были аншлаги. Правда, руководители клуба надеются на всплеск интереса к «Тосно» после его выхода в Премьер-лигу. И пока что готовятся к реконструкции «Электрона» с расширением трибун. Иначе футбольному «перекати-полю» вновь придется искать себе новое место дислокации: в РФПЛ минимально допустимая вместимость стадиона - 10 тысяч зрителей.
Теоретически «Тосно» мог бы объявиться в Петербурге, на главной арене «Петровского». Да, следующий сезон «Зенит» начнет именно там, но затем окончательно переедет на «Крестовский», и «Петровский» будет пустовать. Но «Зенит» явно не горит желанием менять слоган на «Один город - две команды». Поэтому и выставляет нерыночный ценник за проведение матчей «Тосно». Конкуренты в родном городе сине-бело-голубым совершенно не нужны.
Готов ли Левченко к удару по кошельку?
Впрочем, куда более важно для нынешнего «Тосно» обеспечить бюджет, необходимый для Премьер-лиги. На самой заре существования клубу хватало и менее ста миллионов рублей на сезон, затем бюджет подрос до 300 миллионов, а в сезоне 2016/17 он вырос уже до 500 миллионов рублей. Для того чтобы не превратиться в «команду-лифт», которая ездит то вверх, то вниз, на следующий сезон потребуется в районе миллиарда рублей.
Для того же «Газпрома» сумма, скажем так, смехотворная, но за «Тосно» стоит компания Fort Group во главе с петербургским олигархом средней руки Максимом Левченко. Fort Group владеет рядом крупных торгово-развлекательных центров в Петербурге, а также имеет интересы в медиабизнесе - в частности, в сферу ее влияния входят «Фонтанка» и «Деловой Петербург». Как известно, коммерческий девелопмент переживает тяжелые времена - с 2014 года в связи с увеличением валютного курса значительная часть арендаторов площадей ТРК испытывает трудности, и либо закрывает свои магазины, либо договаривается о снижении арендной платы. Выручка большинства девелоперов при этом в лучшем случае не растет, а в худшем - падает. Медиабизнес - штука тоже очень затратная. А плюс к этому в прошлом году Левченко вложился в собственную избирательную кампанию - олигарх пытался стать депутатом ЗакСа, но фортуна ему не улыбнулась: в 19-м округе он смог набрать только 5,17 процента голосов от списочного состава избирателей. И тут еще «Тосно» требует денег.
Миллиард рублей на этот маленький клуб - большой удар по пока еще пухлому кошельку Левченко. Ясно, что отбить эти вложения не удастся никогда. Но у Максима Борисовича, похоже, нет вариантов.
Не так давно олигарх опубликовал отчаянную авторскую колонку на «Фонтанке», в которой заявил, что иногда у него «возникает желание слить «Тосно» в унитаз». Проиграй «Тосно» - он бы, наверное, и слил. Но как теперь избавиться от пожирающего деньги клуба, когда он вышел в Премьер-лигу?
Продается кусочек «Тосно»
Так что, похоже, «Тосно» для Левченко - чемодан без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко.
Олигарх рассчитывает, что ему помогут. Но надежды на то, что кто-то войдет в его спортивный бизнес и поможет тянуть лямку финансовых затрат, невелики.
Очереди из тех, кто хотел бы купить себе «кусочек» «Тосно», нет и не предвидится. Это вам не «Милан» или «Ливерпуль», на которые инвесторы со всего мира слетаются как пчелы на мед. Узнаваемого бренда нет, маркетинговой привлекательности - тоже, как и солидной болельщицкой аудитории. Нет ничего, кроме амбиций местечкового олигарха-девелопера.
В общем, монетизировать историю с выходом «Тосно» в Премьер-лигу практически невозможно. Разве что найдется какой-нибудь одержимый футболом меценат, читай - сумасшедший. В противном случае обратный путь к самым низам «Тосно» может проделать даже быстрее, чем добился выхода в РФПЛ.
Дмитрий КИРИЛЛОВ,
Виталий ОСИПОВ,
интернет-журнал «Интересант»