В конце этой недели Смольный торжественно объявит, что петербуржцы в едином порыве дружно высказались за переименование станции метро «Новокрестовская» в станцию «Зенит». На официальном сайте городской администрации до 21 ноября проводится интернет-опрос на эту тему. Но текущие результаты голосования посетителям не видны, что позволяет манипулировать народным волеизъявлением как угодно. Впрочем, мнение горожан в этой ситуации вообще никого не должно волновать - с учетом того, какой большой человек хочет отодрать со входа на «Новокрестовскую» прежнюю вывеску и повесить новую.
Формально идею переименования станции метро продвигает президент футбольного клуба «Зенит» Александр Медведев - бывший топ-менеджер «Газпрома», который занимает этот пост без году неделя. Но, по некоторым данным, настоящим автором является председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, бывший президент и председатель совета директоров «Зенита», а ныне - глава Российского футбольного союза.
Первый информационный вброс по поводу переименования случился в феврале этого года, когда Дюков покидал клуб, выдвинув свою кандидатуру в РФС, - считается, что это мог быть прощальный аккорд. А для формирования общественного мнения используется АСИ - «Агентство социальной информации», у которого «Газпром нефть» - один из ключевых клиентов. Эта социологическая фирма недавно опубликовала итоги опроса, согласно которым почти половина петербуржцев горячо приветствует переименование «Новокрестовской», хотя на самом деле в городе эта инициатива вызвала скорее раздражение.
Аппетит, как известно, приходит во время еды. Если верить разговорам, в первую очередь именно с подачи Дюкова стадион «Санкт-Петербург» был переименован в «Газпром Арену». Хотя, конечно, без личной санкции Алексея Миллера не обошлось.
Получилось очень некрасиво: стадион строили за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а не на деньги «Газпрома» или личные сбережения Дюкова и Миллера. А название у города взяли и отняли.
И вот теперь история повторяется - уже со станцией метро.
Каких огромных трудов стоило в свое время сдать «Новокрестовскую» в эксплуатацию! Вообще, финальная стоимость этого отрезка метро - от «Приморской» до «Беговой», включая «Новокрестовскую», - оказалась почти сопоставима со стоимостью стадиона. И когда Александр Медведев (вероятно, с голоса Дюкова) заявляет, что «Зенит» будто бы готов заплатить городу за переименование, возникает вопрос: он что, 15 миллиардов рублей заплатит?
Держи карман шире! Таких денег городскому бюджету не видать. Да и меньших - наверняка тоже. Это за Малкома можно выложить 45 миллионов евро, чтобы он теперь делал селфи на больничной койке и постил фоточки в «Инстаграм». А здесь каждую копейку считать будут.
Между тем, одна только замена внутреннего убранства «Новокрестовской» может обойтись в десятки миллионов рублей. Всё ее художественное решение - красивые панно с Финским заливом в разные времена года, колонны цвета морской волны - полетит в корзину. Мы уже не берем в расчет такие «мелочи», как замена тысяч схем во всех вагонах и указателей на всех станциях метро. Будет ли всё это оплачено? Понятно, что нет. Но тогда почему Смольный прогибается под «переименователей»?
Вице-губернатор Эдуард Батанов, отвечающий в Петербурге за транспорт и инвестиции, еще не дожидаясь коммерческого предложения от «Газпрома» или «Газпром нефти», в котором были бы обозначены хоть какие-то цифры, на днях публично заявил, что является сторонником появления станции под названием «Зенит». Сбил цену, в общем. Специально или по недомыслию - второй вопрос. Но факт остается фактом: теперь «дюковцы» могут даже не торговаться. Назовут цену - например, 1 рубль - и Батанов, вероятно, с радостью завизирует все документы и побежит подавать их на подпись Беглову. Он же - сторонник, сам об этом сказал.
Вообще, такая наивность, а правильнее сказать - простоватость, странно выглядит применительно к должности, которую занимает Эдуард Викторович. Взять, к примеру, пресловутую транспортную реформу. Всем ясно, что она абсолютно сырая. Но Батанов и здесь не видит проблем - как и в случае с переименованием станции метро, он поддерживает предстоящее уничтожение маршруток и безумную перекройку схемы движения больших автобусов.
Все-таки власть не должна быть легковесной. А поведение Батанова в истории с «Новокрестовской» свидетельствует именно о легковесности. Может быть, это - его характерная черта?
Как выяснил «Интересант», в ЕГРИП имеются архивные сведения об индивидуальном предпринимателе, фамилия, имя и отчество которого удивительным образом полностью совпадают с ФИО нынешнего вице-губернатора Петербурга. Тот Батанов Эдуард Викторович за полтора года - с весны 2015-го по лето 2016-го - умудрился дважды зарегистрироваться в качестве ИП и дважды отменял эту регистрацию.
Как это похоже на сегодняшнюю «игру» в тарифы на проезд в общественном транспорте Петербурга! «Давайте поднимем стоимость проезда на 5 рублей… Нет, на 15… Нет, на 10… А может, на 20?.. А может, в два этапа будем повышать - в январе и в июле?.. Или всё-таки сразу на 10 рублей?».
И уж совсем легковесно прозвучало еще одно заявление Батанова, касающееся переименований станций метро. Он предложил, помимо станции «Зенит», назвать еще одну станцию в честь хоккейного клуба СКА, открыв тем самым ящик Пандоры.
Тимченко и Ротенберг наверняка услышали призыв вице-губернатора и, вероятно, уже размышляют: не переименовать ли в станцию «СКА» станцию «Проспект Большевиков», находящуюся в двух шагах от Ледового дворца? А может, и «Парк Победы» назвать по-новому - станция «Красная Машина»? Ведь там будет безжалостно снесен СКК «Петербургский» ради строительства новой арены. Эти планы надо заранее отметить на карте!
Потом - ради сохранения олигархического равновесия - Миллер предложит переименовать «Беговую» в станцию «Газпром» - там ведь «Лахта-центра» - два шага…
На самом деле решение и для Дюкова, и для Миллера, и для городских властей здесь одно: не трогайте то, что уже построено!
Хочет кто-то увековечить «Зенит» (который, кстати, играет ни шатко ни валко) - пусть построит новую станцию и увековечивает. Но только - на собственные деньги. На деньги «Газпрома», «Газпром нефти», «Зенита». А не за счет городского бюджета.
Захочет кто-то назвать станции в честь себя любимых - «Дюковская», «Миллерская» или своего любимого футболиста - «Ново-Кокоринская» - пусть построит новую ветку. Метро будет развиваться, и петербуржцы за это только спасибо скажут.
Конечно, заниматься переименованиями - проще и сподручнее. Особенно, когда во власти есть такие, как Батанов. Но ведь переименованная станция «Зенит», в отличие от вновь построенной, в любой день при малейшем изменении политического ветра может снова стать «Новокрестовской». И в чем тогда смысл? В чем удовольствие?
Алексей НИКОЛАЕВ,
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»