«Золотое» звено может состыковать железнодорожное полотно на Крымском мосту уже в ближайшие дни и даже часы. Но первых пассажирских поездов на полуостров еще придется подождать.
Начало эксплуатации железной дороги, ведущей во «всероссийскую здравницу», изначально было официально намечено на декабрь 2019-го. Эта дата до сих пор звучит из уст чиновников, отвечающих на вопросы журналистов. Но на недавнем медиафоруме в Сочи была озвучена иная, более приятная новость: первые поезда в Крым пойдут досрочно. Информация, которой поделились профессионалы, казалась сенсационной: первый поезд может прибыть на полуостров уже в День России, 12 июня.
Конечно, чудес ожидать не стоило - о полной загрузке железнодорожных путей в Крым в июне речи и не шло. В самом начале предполагалось, что маршруты на полуостров появятся в расписании с вводом нового расписания 9 декабря. По расчетным данным, Крымский мост должен принимать до 47 пар поездов в сутки - и пассажирских, и грузовых.
Были озвучены и маршруты. Так, из Санкт-Петербурга можно будет без пересадок попасть не только в Симферополь и Севастополь, но и в Евпаторию и Феодосию. Со всеми крымскими вокзалами будет связана Москва. Также в официальных источниках упоминались маршруты «Екатеринбург - Симферополь», «Мурманск - Симферополь», «Смоленск - Симферополь», «Кисловодск - Севастополь», «Анапа - Феодосия». С оговоркой допускалось введение прямого поезда между столицей Крыма и одним из крупных городов Сибири, предположительно - Новосибирском.
Спустя какое-то время о переменах в планах на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» объявило ФГУП «Крымская железная дорога». «Первый поезд в Крым придет 12 июня, а с ним начнется регулярное сообщение в 4 пары по II пути в ночное время. Без СЦБ, 40 км/ч, в приказном (диспетчерском) регулировании. Электротяга будет введена по I пути со Дня железнодорожника. 31 октября - сдача электротяги по II пути и станционных путей. Пока озвучены задачи такие. В планах пока на лето четыре пары пассажирских поездов».
Соответствующие направления были названы. Это поезда 27/28 Москва - Симферополь, 7/8 Санкт-Петербург - Севастополь, а также поезда с еще неопределенной нумерацией Москва - Севастополь и Екатеринбург - Симферополь. Поезд 27/28 будет укомплектован двухэтажными вагонами - составы уже проходят обкатку на Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорогах. Но приход двухэтажек должен был состояться не раньше июля: в первый месяц лета его нитку в расписании отдали поезду до Анапы.
Пока профессиональное сообщество шумно всё это обсуждало, подоспела новая порция вестей. Согласно им, первый пассажирский поезд в Крым действительно ожидался 12 июня. После этой даты на полуостров должны были следовать по две пары поездов в день. А с 30 сентября предполагался запуск полномасштабного железнодорожного сообщения между полуостровом и материком.
И опять не срослось: по свидетельству профессионалов, находящихся сейчас на этом стратегическом объекте, ажиотажные темпы по укладке полотна и подготовке инфраструктуры в последние дни резко затормозились. Хотя железнодорожные пути уже подведены к арке Крымского моста, и 11-12 июня ожидается торжественная церемония укладки «золотого» звена. После чего участники праздника прокатятся по мосту на рельсовом автобусе.
В чем же причина такого отката назад? Конечно, спешка в этом важном деле не нужна: защищенность пассажиров и высокое качество работ - превыше всего. Но не будем забывать и о том, что чем основательнее затевается стройка, тем появляется больше возможностей в полной мере освоить выделенное финансирование. И излишняя спешка в таком деле элементарно невыгодна исполнителям. А пассажиры вполне могут и подождать - всё в интересах их же собственной безопасности.
Тем более что до конца курортного сезона сквозного железнодорожного сообщения с Крымом может не случиться и по другому, но тоже финансовому поводу. Как известно, с мая по сентябрь россиянам предлагается следовать в Крым по так называемому «единому билету». С 2014 года АНО «Единая транспортная дирекция» осуществляет интермодальные перевозки курортников: сначала они следуют на поездах до Краснодара или Анапы, а после - организованно перевозятся автобусами на полуостров. Такая схема применяется и в этом году. И для нее прямые поезда из Москвы и Петербурга стали бы прямыми конкурентами.
Причастные к ситуации специалисты поделились служебной информацией: один из вариантов разрешения проблемы состоит в том, чтобы всё равно пересаживать в Краснодаре пассажиров. Но не в автобусы, а… в железнодорожные составы, состоящие из сидячих вагонов. Всем удобно - железнодорожное сообщение будет-таки запущено, а билеты Единой транспортной дирекции останутся в силе. Неудобно будет только заплатившим за перевозку пассажирам, которым все равно придется делать пересадку вместо того, чтобы сесть в вагон в Москве или Петербурге и затем без лишних затруднений выйти на перрон симферопольского вокзала. Но ничего, пассажиры - люди привычные и опять немного потерпят.
Но даже если звезды смилостивятся над ними и хотя бы пара прямых составов отправится летом в Крым, не стоит очень уж радоваться. Расписания на этот сезон для поездов 27/28 и 7/8 составили уже давно, когда еще и рельсов никаких не было в помине. Но только проложенные поездными диспетчерами нитки крайне медленные. Например, состав, следующий из Москвы в Севастополь, будет находиться в пути 38-40 часов. А из Петербурга в Севастополь - все двое суток. Для сравнения - прежняя дорога между Севастополем и нашим городом, пролегавшая через Курск и Харьков, занимала около 33 часов.
Открытым остается вопрос и о стоимости билетов. Предполагается, что крымские составы будет формировать Крымская железная дорога, а не Федеральная пассажирская компания - во избежание возможных санкций. Соответственно, на новые поезда не будет распространяться такой механизм ФПК, как динамическое ценообразование, при котором стоимость проезда варьируется в зависимости от срока отправления поезда и его заполнения. На практике это означает, что цены на проезд в крымских поездах могут стать для россиян абсолютным и не обязательно приятным сюрпризом.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»