Выставки такого масштаба обычно сначала показывают в Москве, а потом уже везут по городам и весям - в том числе в Петербург. Но в случае с работами Якоба Йорданса было сделано исключение - первым их показал Эрмитаж. Может быть, потому, что одиннадцать из девятнадцати представленных на выставке картин - из эрмитажной коллекции, из нее же - 26 рисунков из 31. Остальные предоставлены музеями Перми, Екатеринбурга, Москвы и Нижнего Новгорода. И это все работы Йорданса в нашей стране, о которых известно. По крайней мере - на сегодняшний день.
Потому что то и дело всплывают доселе неизвестные произведения художника. Так, впервые на выставке представлены три рисунка, которые до недавнего времени считались принадлежащими кисти неизвестных авторов.
То, что один из них - «Несение креста» - был создан Йордансом, выяснилось только в ходе подготовки к выставке. Два других были куплены Эрмитажем совсем недавно у частных лиц: «Этюд старухи» - у петербургского коллекционера, «Смеющийся мужчина в шутовском колпаке», представляющий собой шаржированный автопортрет самого Йорданса, - у астраханского. И находка последнего рисунка - событие просто невероятное, потому что о нем никогда нигде не упоминалось и как он оказался в Астрахани - совершенно непонятно.
Так что не исключено, что где-то по России «гуляют» и другие работы Йорданса, входящего в «тройку» великих фламандцев наряду с Рубенсом и Ван Дейком.
Но из этих троих «самым фламандским» считается именно Йорданс, потому что по упоению, с каким он изображал различные национальные праздники, местный быт, иллюстрировал пословицы и поговорки, его вряд ли кто-то перещеголяет. Хотя изображением бытовых сцен его творчество не ограничивается: Йорданс писал и портреты, и картины на библейские и евангельские сюжеты, вводил в свои работы элементы пейзажа и натюрморта, от огромных полотен переходил к написанию небольших, «кабинетных» картин.
А еще он очень любил, чтобы у героев его картин были «знакомые» лица, - поэтому моделями для него выступали все родственники. Да и самого себя Йорданс периодически «вписывал» в сюжет - так, на картине «Праздник бобового короля» у сидящего за королем и королевой мужчины с кувшином в руке - черты лица художника.
Успех сопутствовал Йордансу и в декоративно-прикладном искусстве: он занимался созданием шпалер и прообраза современных обоев - дешевых заменителей тканых шпалер, за что получил звание свободного мастера антверпенской Гильдии святого Луки - своего рода профсоюза представителей различных видов искусства.
И хотя в творчестве Якоба Йорданса чувствуется влияние Рубенса, учеником которого он не был, но связи с его мастерской поддерживал, есть у этих гениев и различия. Рубенс - это о высоких страстях и героике, Йорданс - об обычных людях с их обычными радостями и печалями, и даже в евангельских сюжетах он находил моменты, близкие к повседневности. Может, поэтому только после смерти Рубенса Йорданс был назван «первым живописцем Антверпена».
И хотя он стал лишь «вторым после Рубенса», это не помешало Екатерине II активно скупать его картины. Ну а если императрица скупала, значит, и аристократия должна была - в результате в России сегодня находится, может, и не так много работ Йорданса, но зато самых разных жанров, так что на выставке в Эрмитаже творчество художника представлено во всем его многообразии.
Центральное же место экспозиции занимает полотно «Оплакивание Христа», которое Екатерина в 1764 году приобрела для Эрмитажа, а в 1794-м - пожертвовала Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры, где картина приобрела статус молитвенного образа, несмотря на то что была написана для католического собора со свойственной Йордансу экзальтацией. И несколько столетий «Оплакивание Христа» не покидало пределы собора, но недавно опять случилось невероятное - Лавра позволила использовать картину для выставки в Эрмитаже.
До конца мая, пока выставка проходит в Эрмитаже, работа Йорданса обратно в Лавру не вернется. А вот увидят ли реликвию в Москве, где выставка запланирована на осень, - пока неизвестно. Так что в Эрмитаже сейчас - абсолютный эксклюзив.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»