История с объединением двух театров - Александринского и Волковского - получила громкое продолжение. Худрук Александринки, народный артист России Валерий Фокин сегодня объявил о выходе из секретариата Союза театральных деятелей. Это может стать началом конца СТД под руководством Калягина - организации, давно утратившей признаки творческого союза и превратившейся в «театральный партком».
Фокин - системный человек и уж точно не оппозиционер. Но если он в открытую говорит о том, что с «калягинцами» ему не по пути, значит, совсем плохи дела в Союзе театральных деятелей. И значит, его распад - не за горами.
В своем открытом письме на имя председателя правительства Дмитрия Медведева и министра культуры Владимира Мединского худрук Александринки четко сформулировал главную мысль: руководство СТД, противодействуя объединению двух театров, полностью себя скомпрометировало. Выступил он и против еще одной бредовой идеи «Калягина энд компани» - что надо привлечь к обсуждению «широкие слои населения». То есть не сами театры, а население должно решать, можно ли им объединиться.
Впрочем, дадим слово самому Фокину. «Интересант» решил опубликовать его открытое письмо в полном объеме.
«Председателю правительства Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Министру культуры Российской Федерации
В.Р. Мединскому
Открытое письмо
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Владимир Ростиславович!
В связи с Обращением Союза театральных деятелей Российской Федерации по итогам обсуждения проекта объединения Александринского театра и Ярославского театра имени Ф. Волкова, вынужден сообщить, что не могу рассматривать его как официальную точку зрения Союза театральных деятелей в силу очевидной необъективности и тенденциозности.
По существу могу согласиться лишь с одним утверждением, которое, как мне кажется, и является настоящей причиной такого неприятия некоторой, по преимуществу консервативной, частью членов Союза предложенного проекта. Там написано: «…объединение… вносит существенные изменения в театральный ландшафт страны…» - это действительно так! Только на наш взгляд, подобные изменения абсолютно необходимы и давно назрели, если театр хочет оставаться живым и конкурентоспособным, развиваться, а не обслуживать интересы части сообщества. Так что причина конфликта интересов сформулирована авторами письма абсолютно внятно.
Далее, к сожалению, происходит подтасовка фактов: не указывается наличие не только мнений в поддержку объединения, которых немало и которые вполне внятно были озвучены - как на собрании 8 апреля 2019 года, так и в прессе, но и точки зрения, которая была высказана, например Е.А. Ямпольской, не являющейся сторонницей идеи - в любом случае «театры должны сами решать»!
Основной парадокс позиции руководства Союза театральных деятелей как раз заключается для меня именно в агрессивной неготовности прислушаться и принять решение собственно театральных деятелей - Е.Ж. Марчелли, меня, народных артистов В.Ю. Кириллова, Н.С. Мартона, И.Н. Волкова, председателя ярославского отделения СТД, заслуженного артиста России В.А. Майзингера, а также практически всех ведущих артистов двух трупп.
Для меня это означает не только полное неуважение к членам Союза, их точке зрения, отсутствие взвешенной и конструктивной позиции, нежелание вести диалог, но и уверенность в непогрешимости именно своей точки зрения. СТД, который призван своим уставом защищать творческую составляющую театров, сам отрицает право трупп решать судьбу творческого коллектива.
Мне кажется критичным, когда профессиональный союз не учитывает мнение своих членов, не доверяя по существу самому себе, перекладывает ответственность в решении вопроса на «широкие слои населения и общественные обсуждения».
Недопустимо проводить обсуждение, выслушивать разные точки зрения, а потом в Обращении не учитывать разброс мнений, узурпируя право на истину.
Могу сказать прямо - подобной политикой руководство СТД скомпрометировало не идею объединения двух старейших театров. Оно скомпрометировало в первую очередь себя!
В связи с этим я вынужден принять решение о выходе из Секретариата Союза театральных деятелей Российской Федерации.
С уважением,
Художественный руководитель Александринского театра
Валерий Фокин»
Союз театральных деятелей уже огрызнулся по поводу открытого письма худрука Александринки. На сайте СТД появился небольшой злобный комментарий, смысл которого сводится к следующим двум претензиям:
1. Почему Фокин обратился к премьеру и министру культуры, а не к Его Величеству председателю СТД Калягину?
2. Своим письмом Фокин скомпрометировал старейший театральный союз.
Теперь «калягинцам» осталось только еще раз собраться и единогласным решением исключить Фокина из партии… то есть, простите, из Союза театральных деятелей. В Уставе КПСС, кстати, было записано, что исключение из партии - это высшая мера партийного наказания. Можно даже не сомневаться, что «театральный партком» с радостью приговорит Валерия Владимировича к «вышке». Руки-то чешутся, и память о славном советском прошлом тоже покоя не дает.
И вот ведь парадокс: Фокин и Калягин - вроде бы люди одного поколения, но они - настоящие антиподы!
Фокин не просто шагает в ногу со временем, он опережает время. О его спектаклях говорят в Москве и Петербурге, в свои 73 года он - модный режиссер. И, конечно, настоящий мотор всего театрального пространства Петербурга. По инициативе Фокина в Петербурге этим летом пройдет Международная театральная олимпиада. Он сам, во взаимодействии с федеральными чиновниками, занимается ее организацией. Идея создания Российского национального театра на базе Александринки и Волковки - грандиозный проект из этого же ряда.
Калягин известен всей стране по гениальному фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он был снят 44 года назад, в 1975-м. Союз театральных деятелей Калягин возглавляет 23 года, с 1996-го. Он давно превратился в функционера. В письме Фокина говорится о том, что СТД узурпирует право на истину. Да как же может быть иначе, если глава союза несменяемо сидит на своей должности больше двух десятков лет! Ведь что такое застой? Это когда время остановилось. На дворе - 2019-й, а у Александра Александровича - 1996-й. Хорошо еще, если не 1975-й.
И вокруг Калягина по большей части такие же - со сломанными часами. Вот вышел «прогрессист» Фокин из секретариата СТД? А кто там останется от Петербурга? Всего три человека, главная из которых - театровед Лариса Новикова. А за ней стоит муж - Виктор Новиков, худрук Театра им. Комиссаржевской, занимающий этот пост на протяжении 28 лет, с 1991-го.
Поступок Валерия Фокина уже получил большой резонанс и наверняка получит еще больший. Ранее о своей поддержке идеи объединения Александринки и Волковки заявляли такие разные люди, как Рудольф Фурманов и Константин Богомолов. И нетрудно предположить, как будут развиваться события дальше. Собственно, логика подсказывает только один вариант.
Замшелый СТД как пережиток прошлого неизбежно канет в Лету. А в России обязательно появится новый Театральный творческий союз, который объединит прогрессивных, деятельных режиссеров и артистов. Тех, кто нацелен на движение вперед.
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»