Сегодня в Михайловском замке открывается выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова. Русский музей обладает значительной коллекцией работ художников знаменитого объединения «Мир искусства», среди них полотна Сомова занимают особое место. Художник известен как мастер картин галантного жанра из жизни дам и кавалеров XVIII века, а также талантливый портретист, иллюстратор и автор пейзажей. Его работы во многом повлияли на развитие изобразительного искусства XX века. Мы расскажем о пяти самых знаменитых картинах Константина Сомова из собрания Русского музея и на их примере покажем основные особенности творчества этого великого художника. Ну а увидеть всё воочию каждый петербуржец сможет непосредственно на выставке, которая проходит при поддержке ВТБ.
Арлекин и дама. 1921
«Арлекин и дама» - яркий пример одной из многочисленных ретроспективных картин Сомова. В работе над ней он использовал гуашь, сочетая ее с акварелью, что позволило создать легкое и одновременно насыщенное цветовое наполнение.
Центральные фигуры картины - маскарадные персонажи, застывшие в неестественной, но невероятно утонченной и игривой позе. Художник часто изображал озорных арлекинов и дам XVIII века, окруженных театральными, почти искусственными декорациями. Повторяя одну и ту же сцену на своих картинах, Сомов дополняет яркое действо радугами, лучами заката и разноцветными вспышками фейерверка.
Внешняя роскошь и внутренняя пустота легковесной эстетики, а также театральная декоративность галантной сценки, изображенной на картине «Арлекин и дама», раскрывает своеобразное и нестандартное миропонимание художника - творчество Константина Сомова стало прямым отражением сложной и противоречивой эпохи, в которой он жил. Подобно Сомову, прикрывая тонкой иронией свои чувства, поэты и художники-символисты скрывали типичный для творцов того времени страх - быть смешным и непонятым в любовании выдуманным ими миром.
Зима. Каток. 1915
Характерные для творчества Константина Сомова тенденции нашли свое отражение и в очаровательной картине «Зима. Каток». Однако на этот раз дамы и кавалеры оказываются не на привычном для зрителя балу или маскараде - с присущим ему изяществом и оттенком легкой иронии художник изображает первый каток в северной столице (он находился возле Юсуповского дворца) зимним вечером.
На катке - несколько фигур, среди которых в первую очередь привлекает внимание юная пара на коньках. Счастливые лица и грациозные движения лишь подчеркивают кукольность персонажей, что является одной из наиболее узнаваемых особенностей творческой манеры Сомова. Стилизованные фигуры напоминают оживших марионеток. В картине звучит свойственное многим произведениям Сомова чувство тоски по безвозвратно утраченному прошлому.
«Зима. Каток» принадлежит к последним серьезным произведениям Сомова на ретроспективную тему.
В лесу. 1914
Работа «В лесу» вновь отсылает нас к галантным сюжетам, правда уже в современных для художника реалиях, и демонстрирует умение Константина Сомова тонко передавать различные оттенки красоты природы.
Несмотря на то что и здесь появляются театральные фигуры двух влюбленных, интересной особенностью работы можно назвать значимую роль природы, удивительно живой и привлекательной в сравнении с «картонной», словно случайно оказавшейся в лесу парой. Природа на этой картине - полноправный, важный герой.
Сомов был признанным мастером пейзажа, художник чувствовал и передавал хрупкое, неуловимое очарование окружающего мира, создавая удивительно гармоничную атмосферу. Примечательно, что пейзажные мотивы в отличие от стилизованных фигур дам и кавалеров Сомов писал с натуры, так как природа воспринимается художником как нечто прекрасное и естественное, противопоставленное условности и внутренней пустоте кукольных персонажей.
Портрет А. П. Остроумовой. 1901
Константин Сомов вошел в русское искусство не только как создатель очаровательных работ о дамах, кавалерах, Арлекинах и Коломбинах, но и как умный и тонкий портретист. Его творчество тесно связано с объединением «Мир искусства», активным участником которого была Анна Петровна Остроумова. Ее портрет Сомов написал в 1901 году. Они учились в одно время в Академии художеств, а также в Париже (1898--1899) и поддерживали дружеские отношения на протяжении всей жизни.
В портрете Остроумовой проявилось характерное для Сомова умение раскрывать индивидуальность характера изображаемого человека через жесты, позу и мимику, а также способность передавать на холсте с помощью цветовых оттенков и, на первый взгляд, незначительных деталей сложную внутреннюю и духовную жизнь натурщика. Именно в портретах Сомова чувствуется влияние Ильи Репина, у которого учился художник.
Волшебство. 1898 - 1902
Работая в различных техниках - от масляной живописи и гуаши до фарфора - Константин Сомов был педантичен в выборе не только сюжетов, но и материала, бумаги, красок. Художник стремился к совершенству исполнения, неожиданности вымысла и нестандартным комбинациям форм и цветов. Это стремление, а также умение балансировать на грани выдумки и реальности и создавать удивительные цветовые сочетания отразилось в графической работе «Волшебство». Художник трудился над ней четыре года, детально продумывая композицию со свойственной ему изысканностью и элегантностью, но при этом театральной манерностью и отчужденностью.
Пейзаж представляют геометрически стриженые деревья и арка из бледных цветов на фоне типичной для Сомова беспечной сцены отдыха дам и кавалеров. Но смысловой и композиционный центр картины - это определенно колдунья в изящном платье с кринолином, держащая волшебное зеркало, в глубине отражения которого сплетаются обнаженные человеческие тела, охваченные огнем.
Быть может, это удивительное зеркало и есть образно переданное творчество Сомова? Притягательное и неоднозначное, переплетающее века, вымысел и реальность, чувства и образы.
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»,
по материалам, предоставленным Государственным Русским музеем