В Театре музкомедии состоялась премьера мюзикла, который простительно принять за драмспектакль с музыкой. Главные герои поют под красивую музыку. И еще дольше говорят.
Либретто «Девчонки на миллион» отталкивается от одного из самых известных советских фильмов «Начальник Чукотки». Отталкивается весьма сильно: главный герой Алексей Глазков, олицетворяющий собой советскую власть на далеком арктическом полуострове, превратился в миловидную героиню Настю Глазкову (Мария Решавская), сбегающую от блудливого жениха из родного Петрограда подальше к чукчам. Да и вообще - история становления советской власти превратилась в набор неспешных приключений с переодеваниями в стиле ар-деко и раскрепощенными танцами.
Возлюбленным главной героини волей либреттиста Александра Шаврина, режиссера Андрея Носкова и главного инспиратора проекта Максима Леонидова дан еще более главный герой - бывший офицер, а ныне таможенник Тимофей Храмов, которого сам Леонидов и изобразил.
Изобразил прекрасно - лидер некогда сверхпопулярного бит-квартета «Секрет» не только великолепный мелодист, но и актер додинской школы, что говорит само за себя. Но, по всей видимости, Леонидов так долго вынашивал планы постановки, так тщательно строил свою роль, что перегорел, и в результате упустил из виду такой важный фактор, как темп спектакля. И увлек в словесный омут своих соавторов.
Между Настей и Храмовым неизбежно возникает привязанность, переходящая в крепкую дружбу и более того. Но все эти события сопровождаются обширнейшими диалогами - герои как встретились, так и говорят-говорят-говорят, едва успевая петь. И ладно бы это многословие способствовало проявлению главной темы. Но нет - развитие сюжета попросту тормозится изо всех сил. Глядишь на сцену и думаешь: когда же они, наконец, поцелуются?
Конечно, Максим Леонидов не был бы самим собой, если бы не выдал щедрую порцию своей знаменитой щемящей лирики. Но даже такого звездного выступления было явно недостаточно, чтобы вытянуть просевший ритм спектакля. На помощь пришли вставные номера - причем не всегда музыкальные. Например, этнографически-пародийный эпизод про охоту чукчей на злобного белого медведя. Песенка маленького чукчи Вовки про умерших деток, глядящих на землю с неба, сопровождалась красивой анимацией и очень растрогала публику.
Закон про то, что ежели в одном месте чего убудет, то в другом - прибудет, не мог не сработать и в мюзикле. Пока главные герои утопали в словообильных мелочах, на передний план выходили второстепенные, а то и вовсе ничего не значащие действующие лица. И затмевали Настю и Храмова.
Легко, с помощью буквально двух-трех жестов, акцента и при поддержке балета - нескольких брутальных морячков - «сделал» публику Александр Суханов, исполнивший роль алчного американского капитана Стенсона.
Остроумно решен эпизод с белогвардейской бандой, возглавляемой гламурной женщиной-вамп госпожой Ольшанской (Мария Мукупа). Вначале звучит фраза про «белой акации гроздья душистые». Сразу подумалось: фу, какая избитость - раз речь зашла о белых, так сразу эта песня. Но оказалось, что песня совсем не та, а цитата из шлягера Сенчиной оказалась искусно вплетена в номер «Хватит хрен тереть с марксистами», исполненный в великолепной гротесковой, даже бурлескной манере.
Еще больше гламура напичкано в абсолютно не имеющий отношения к действию номер Наталии Диевской, которая предстала в образе негритянской певицы из Сан-Франциско. Поклонники взревели при виде дивы: к прекрасному вокалу прилагался роскошный золотой туалет, который затмевал всё. Кстати, большое спасибо за костюмы и сценографию следует сказать Ирине Долговой, которая также известна своей работой над относительно недавними постановками театра «Свадьба в Малиновке» и «Белый. Петербург». Самых больших похвал заслужила и хореограф Ольга Прихудайлова - не только за номер с моряками, но и за свинг в Сан-Франциско.
Американский город возникает в мюзикле в полном соответствии с первоисточником. Но если в фильме главный герой случайно попадает на Аляску, заблудившись на лодке во тьме, а после - и в Калифорнию, то Настю Глазкову в Город желтого дьявола с миллионом долларов в чемодане увлекает Храмов. Героиня не в силах устоять зову любви, меняет пролетарские одежды на остромодное платье и какое-то время проводит вместе с возлюбленным посреди капиталистического угара. Но в итоге решает оставить Храмова и вернуть заработанный на огромной таможенной пошлине миллион трудовому народу - на развитие Чукотки.
А далее почти до финала все развивается по лекалам соцреализма. Настю вовсе не расстреливают за утрату средств, похищенных беспризорниками, - текст приказа демонстрируется на заднике. Напротив, ласковые чекисты и деньги возвращают, и с ворюгой Шпынем цацкаются, хотя начищенные до блеска сапоги так и просятся в тело. А Настя попадает в коридоры Наркомфина, где узнает судьбу все-таки попавшего в руки народа миллиона долларов.
И здесь создатели мюзикла сходят с катушек. После того как Настя понимает, что ее любимым чукчам, как и предрекал Храмов, достанется кукиш с маслом… ничего не происходит. Просто начинает греметь финальный номер, он же - выход артистов на поклоны. Каким образом возлюбленные соединяются вновь, неизвестно. Возникает ощущение, что создатели вдруг устали творить и решили - давайте просто закончим красиво, без логики. Ведь мюзикл же.
При этом в начале спектакля действие охотно привязывалось к реальности и актуальному моменту. Так, посылая комсомольцев восстанавливать Крым, тетка в кожанке и с пистолетом пророчески предрекает, что и в XXI веке Севастополь будет оплотом России на Черном море. А когда пронырливые иностранные торгаши понимают, что сбить таможенную ставку не получится, говорят: «Эту страну ждут серьезные санкции!». Грубо, нарочито, но публике нравится.
В общем, «Девчонку на миллион» стоит посмотреть ради великолепных музыкальных номеров. Но драматургическая составляющая порой тяжеловесна, а иногда вовсе отсутствует. Впрочем, если подрихтовать разговорную часть, то новый мюзикл может стать украшением петербургской театральной афиши. В противном случае есть вероятность, что весенняя серия показов может стать для спектакля последней.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии. Автор фото - Мария Ковалева