Представьте ситуацию: сетевые магазины выдвигают ультиматум правительству России и публично заявляют об отказе продавать отечественный хлеб. «В наших сетях будет только хлеб из Лондона, потому что он вкусный!» - говорится в их заявлении. Понятно, что к делу сразу же подключаются ФСБ, ФАС и ОМОН. Проводятся задержания, аресты, а может быть даже - расстрелы на месте в качестве меры профилактики. С хлебом - шутки плохи, это понятно. А вот с кинопродукцией, оказывается, можно так шутить - и ультиматумы объявлять, и оставаться при этом безнаказанным. Во всяком случае, беспрецедентное решение Ассоциации владельцев кинотеатров бойкотировать прокат российско-чешского мультфильма «Гурвинек. Волшебная игра» в знак протеста против невыдачи прокатного удостоверения другому, американо-бельгийскому, мультфильму - «Королевский корги», не вызвало никакой реакции у антимонопольщиков. И руководитель ассоциации Олег Березин, громогласно объявивший об этом ультиматуме, разумеется, не задержан и не арестован. Ну а что такого он сделал? Разве это подсудно? У нас же не тридцать седьмой год!
«Королевский корги» должен был выйти на широкий экран одновременно с «Гурвинеком» - 7 марта, но, в отличие от него, в последний момент не получил прокатного удостоверения Минкульта. Ведомство Мединского в очередной раз попыталось поддержать отечественную кинопродукцию. Получилось весьма неуклюже.
Вследствие бойкота «Гурвинек», на производство которого было затрачено 385 миллионов рублей, смог собрать за первый уик-энд всего 15 миллионов. Ленту демонстрировали только в 10 процентов кинотеатров России, не входящих в ассоциацию Березина. Таким образом, недополученный доход создателей «Гурвинека» на данный момент можно оценить в 135 миллионов.
Вот как бойкот выглядит в цифрах.
В Петербурге из 120 мультиплексов «Гурвинека» показывает только 21. Ленту нельзя увидеть в таких наиболее широко представленных в нашем городе киносетях, как «Каро» и «Формула кино». Но удивительно другое: пренебрегли «Гурвинеком» и в Санкт-Петербургском государственном учреждении культуры «Петербург-кино» (100 процентов уставного капитала принадлежит городу), включающем в себя центровой кинотеатр «Аврора» и ни разу не частный «Дом кино» вместе с бюджетным детским (!) киноцентром «Родина». Неужели возглавляющая это чудесное учреждение Людмила Томская тоже участвует в акции против Минкульта и лично Владимира Мединского?
Не лучше ситуация и в столице. Из 140 мультиплексов «Гурвинека» там показывают только в 33-х. А ведь в Петербурге и Москве есть в общей сложности еще порядка 800 кинозалов (не мультиплексов). В них «Гурвинек» вообще, судя по всему, отсутствует.
Что уж говорить о зрителях в регионах, где кинотеатры безальтернативно находятся в частных руках. Добраться туда - тот еще квест для несчастного «Гурвинека».
Если говорить о мульфильме как таковом, то раздражение владельцев кинотеатров понятно. Прокат - высокодоходный бизнес. И просто история о семейных ценностях, о светлой дружбе, да вдобавок еще без сальных острот или фекальных шуточек в деятельность по приумножению доходов, на их взгляд, очевидно, никак не вписывается. То ли дело недавний мультик про похабного кролика Питера! Вот такому кино для подрастающего поколения Березин и компания всегда включают зеленый свет.
Это вовсе не значит, что «Королевский корги», которому Минкульт не выдал прокатное удостоверение, чем-то плох. История питомца английской королевы Елизаветы II сделана профессионально и хорошо отрисована. Правда, он скорее - для американских, а не для наших детей. Поскольку среди героев мультфильма - Дональд Трамп, которого корги кусают, и его молодая супруга Меланья.
Тут вот и всплывает большая политика. Вполне возможно, что Минкульт, отдавая предпочтение «Гурвинеку» и опуская шлагбаум перед «Королевским корги», просто не хотел появления американского президента на детских киносеансах. Пусть даже в рисованном виде. А киносети, большей частью находящиеся под контролем западных структур (достаточно сказать, что одним из совладельцев «Каро» некоторое время назад был Baring Vostok - инвестиционный фонд, получивший широкую известность после недавнего ареста американца Майкла Калви), - разумеется, как раз ориентированы на глобализацию проката. Для них Трамп в детском мультике - абсолютно естественен. А вот локальный «Гурвинек» - непонятен.
Пикантность ситуации еще и в том, что прокатчиком «Королевского корги» стала находящаяся под американским контролем компания «Вольга», уже дважды до этого вступавшая в конфликт с Мединским. В прошлом году возглавляемый им Минкульт отказывался выдавать прокатные удостоверения на фильмы «Приключения Паддингтона-2» и «Смерть Сталина». Тем не менее другие фильмы, представленные «Вольгой», - гей-драма «Одинокий мужчина», «забойная» комедия «Реальные упыри», «чудесный» мультфильм «Голос монстра», антиклерикальная драма «Ученик» гонимого режиссера Серебренникова, и еще один «геевский» фильм, но уже комедия - «Женись на мне, чувак» - беспрепятственно добрались до кинотеатров.
История с бойкотом «Гурвинека», как обычно, разделила общество. Кто-то поддерживает Минкульт как защитника отечественной продукции, кто-то - прокатчиков как частный бизнес. Но тут нужно понимать, что ведомство Мединского в данном случае скорее руководствовалось политическими мотивами, а не патерналистскими. Ну а что касается сетей - этот бизнес скорее западно-олигархический, а не просто частный. Разница между этими понятиями все-таки есть.
Тем не менее всё можно было сделать умнее и изящнее. Тактика разжигания конфликта, которую раз за разом применяет Минкульт, при всей его формальной правоте, не дает ничего, кроме потерь. В данном случае - финансовых потерь для создателей «Гурвинека». Они были бы оправданны, если бы данный конфликт планировалось использовать для изменения системы кинопроката в стране, выведения ее из-под чужого контроля. Но ведь на это Мединский даже не замахивается. Да и кто ему позволит замахнуться?
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»