К грядущим майским торжествам отечественные кинематографисты приготовили несколько новинок. Одна из них - лента «Коридор бессмертия», рассказывающая о трудовом подвиге ленинградцев, которые в кратчайшие сроки, сразу после прорыва блокады в январе 1943 года, возвели магистраль, по которой было доставлено три четверти грузов и продовольствия, так необходимых голодавшему городу.
Режиссером и продюсером ленты стал Федор Попов, известный такими работами, как «Четыре таксиста и собака» и «Кавказская рулетка». Сценарий фильма написал известный петербургский писатель Дмитрий Каралис, а историческим консультантом проекта был Даниил Гранин. И это тот самый случай, когда тщательно подготовленная основа лента стала и ее сильной стороной, и ее проклятием.
Тенденция развлекать зрителя докатилась и до фильмов патриотической тематики. Характерным примером стала лента «Т-34», о которой уже писал «Интересант»: неправдоподобно оптимистичный сюжет, стилистика кинокомикса, гламурные звезды в главных ролях - такими, по мнению создателей этой картины, должны быть слагаемые успеха и больших сборов. И действительно, «Т-34» легко прокатился и по кинозалам, и по кошелькам потребителей, радостно внимавших повествованию о том, что в случае чего мы быстро и эффективно порешаем все вопросы, возникшие на поле брани.
Подобная продукция легко усваивается целевой аудиторией и формирует тот самый тренд на востребованность «легкого жанра» в кинематографии. Зрители, безусловно, сопереживают героям в их благородном порыве, но делают это поверхностно и бездумно, никакая внутренняя работа здесь не предусматривается.
В то же время такое положение дел фактически ставит заслон картинам серьезным - тем, что в народе принято называть «трудными» и «тяжелыми». И «Коридор бессмертия» именно таков.
В центре повествования - судьба двух подруг, Маши Яблочкиной (Анастасия Цибизова) и Сони Вишневской (Светлана Смирнова). Девушки записываются на железнодорожные курсы - для жизненно необходимой Ленинграду дороги не хватает кадров. Зритель видит тяжелые картины строительства магистрали, а после наблюдает за каждодневным трудом девушек. Действие резко обострится ближе к концу фильма, в котором не будет никакого хеппи-энда. К такому современный посетитель кинотеатров не приучен - мы уже привыкли на выходе из зала испытывать только положительные эмоции.
И авторский коллектив явно переоценивает зрительские возможности и потенциал. Многие детали и психологические нюансы раскрываются в фильме неспешно, местами приближаясь скорее к ритму телевизионной постановки. Сложные ленты про войну в идеале не предполагают потребления попкорна в зале. Но ведь всё равно его купят и возьмут с собой. Так вот - обычной порции на все тонкие переживания героев картины наверняка не хватит. Тем более что финал резко изменит темп постановки и запутает многих в разнообразии новых обстоятельств и фактов. Какой бы трепетной ни была драматургия картины, как бы ни были тщательно выписаны главные образы (а второстепенные, кстати, не очень тщательно) - два часа с копейками это много, очень много для такого рода кино.
Возможная неготовность зрителя к подобным масштабам - прискорбный факт. Ведь на самом деле фильм хорош. В первую очередь - некоторыми актерскими работами. Образ престарелого машиниста, который помогает своей Родине, будучи уже не в силах самостоятельно вскарабкаться на паровоз, создал Игорь Ясулович. Александр Обласов, получивший признание публики после сериала «Мажор», предстал убедительным вологодским мужиком-машинистом - простым, но не из тех, кого можно взять голыми руками. Главным романтическим героем назначен Артем Алексеев, его зритель узнает на экране после участия в сериалах «Последний янычар», «Екатерина. Взлет» и «Годунов». Из стройного ансамбля выбивается, пожалуй, Александр Яценко, ставший после успеха «Аритмии» звездой первой величины, - на его кочегара-шулера Багдадского усилий сценаристов явно не хватило.
Зато отлично показали себя главные героини. Светлана Смирнова в образе утонченной и одновременно хваткой Сони, которую на железнодорожную магистраль могли привести только такие трагические обстоятельства, как война, пожалуй, даже переиграла Анастасию Цибизову. Но перед последней и задача стояла куда более сложная. Если одна Соня героически гибнет на боевом и одновременно трудовом посту, то Маше предстоит остаться в живых, потеряв всех, кого она любит. Ее трагедия - тихая, без героических поз. Но оттого еще более горькая. Как водится, у обеих молодых актрис в послужном списке значатся в основном сериалы: Смирнова является постоянной исполнительницей в «Ментовских войнах» и «Морских дьяволах», а Цибизова - во франшизе «Мент в законе». Но в «Коридоре бессмертия» они продемонстрировали, что большой метр им уже давно по силам.
Очень трудно предсказать прокатную судьбу картины. Высокий посыл, серьезная фактологическая основа, впечатляющая картинка - особенно эпизод с возводимой переправой через Неву, в котором участвовала огромная добровольная массовка: всё это нечастое явление на экране. И все эти плюсы могут обратиться в ничто, потому что в итоге для части зрителей картина будет смотреться очень уж винтажно. Как в результате создатели планируют рассчитаться с Фондом кино, который поддержал производство ленты на условиях возвратного финансирования, пока непонятно.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»