Ярко, красочно, безумно красиво и очень смешно. Оперетта «Чин Чи Ла» в Музкомедии - для такого случая, когда хочется развеяться, - и чтобы после в голове не осталось ни одной мысли. На фоне удручающих новостей буквально со всех фронтов общественной жизни вот такая перезагрузка мозга и эмоций - то, к чему многие подсознательно стремятся. На выходе из зала зрители излучают хорошее настроение, а ставшие в последнее время модными «смыслы» - во множественном числе, которыми нынче пичкают публику мейнстримные театральные гении, в «Чин Чи Ле» отважатся искать только отчаянные зануды. Впрочем, безуспешно.
Одна из самых популярных итальянских оперетт весьма откровенна и пикантна. Режиссеры Олег Леваков и Алла Семак рассказывают историю брака счастливых влюбленных - принца Цикламена и дочери китайского мандарина Фон-Ки Мьесотис (в переводе - Незабудка). Но в отличие от классических опереточных сюжетов очень уж благородными характерами это повествование не блещет. Никаких трагических заламываний рук, как в той же «Сильве», - только хардкор и бурная физиология.
Впрочем, никакого крена в пошлость в постановке не обнаруживается. Но абсолютно понятно, что во времена стерильной советской сцены обращение к этому сочинению было невозможным. Тем лучше для современного зрителя: жанр оперетты сейчас не на подъеме и каждое новое название в афише среди затасканных шлягеров Кальмана и Легара на вес золота.
Мандарин Фон-Ки, важная персона из Макао, обеспокоен: его зять и дочь никак не поймут, что же им нужно сделать для скорейшего появления на свет наследника. Когда брачная ночь состоится, в городе выстрелит пушка и будет праздник. Но увы, ничего не происходит. А население Макао изнывает от тоски и плевать хотело бы на все эти осточертевшие иносказания с аллегориями, да нельзя - мигом получишь палками по пяткам за ослушание.
К счастью или нет, но у Фон Ки есть правая рука, секретарь-француз Блюм. А у него есть жена, парижская актриса Чин Чи Ла. Вот эти три не очень обремененные в смысле морали и нравственности персоны и устроят супружеское благополучие новоявленной четы. Появление молодого воздыхателя Чин Чи Лы по прозвищу Бельчонок довершит этот хоровод любовников, любовниц и адюльтеров. Несмотря на то, что на сцене не демонстрируется ничего эдакого, возрастной ценз постановки 16+ полностью оправдан. Ибо итоговое счастье всех персонажей возрастает из запредельного цинизма их мыслей и поступков.
Актеры отыграли спектакль на ура. И это многого стоит - ведь нам показали не только оперетту, но и эксцентрическое комикование. Труднее всего пришлось Владимиру Ярошу в роли секретаря Блюма. Эта роль не такая яркая, как остальные - артисту пришлось, что называется, «брать фактурой», отвлекая зрителей от нелогичной сути своего персонажа. Нелегкая задача была успешно решена.
Олег Флеер представил мандарина Фон-Ки как традиционного комического старика. Наверно, трудно пропеть арию лежа на полу, поднимаясь и опускаясь на каждую новую строку. Чрезвычайная подвижность, обилие мимических деталей, которые не перешли в кривлянье, пластика - актер справился со всеми трудностями и еще раз продемонстрировал: если мастерство есть, то его никуда не деть.
Оксана Крупнова блеснула в заглавной партии. Чин Чи Ла выходит на сцену спустя значительное время после начала спектакля. И именно с ее появлением первый акт утратил некоторую первоначальную тяжеловесность и традиционная «дива с блестками» фейерверком прошлась по всему остальному действию, являя собой главную опереточную ценность - харизматичный женский образ.
Качественной огранкой главной героини стала роль молодой жены Мьесотис. Актриса Тамара Котова не только великолепно вжилась в типаж «прелесть какой дурочки», но и продемонстрировала изменения, произошедшие в ее персонаже. В финале дочь мандарина уже вполне себе женщина, повелевающая сразу двумя мужчинами. Это в высшей степени смешные персонажи - принц Цикламен (Алексей Стражевич) и Бельчонок (Александр Леногов). У Леногова вообще получилось выдвинуться едва ли не на передний план постановки. Бельчонку перепала наибольшая часть эксцентрики спектакля. А это весьма тяжелая ноша - но и благодарная. Именно этого артиста публика наиболее бурно приветствовала на поклонах.
Новизна музыкального материала отразилась на восприятии. Дирижер Андрей Алексеев и оркестр предъявили очень качественную работу. Но всё же «Чин Чи Ла» - произведение, не слышанное отечественной публикой, которая в этот вечер сама своей реакцией определяла потенциальную шлягерность каждого номера. И это был увлекательный опыт - по сути, посетители Театра музкомедии оказались на месте зрителей, присутствовавших на первых показах той же «Сильвы» в Российской империи в 1916 году. Редкий шанс, редкая удача.
Блеском массовых сцен премьера обязана хореографу Владимиру Романовскому, хормейстеру Евгению Такмакову и их подопечным - артистам балета и хора. Спектакль просто утопает в ярких костюмах и декорациях Вячеслава Окунева. Безусловно, «Чин Чи Ла» станет украшением афиши Театра музыкальной комедии. Немного неловко, что приходится так хвалить новый спектакль. Так что добавим: наверно, артистам нужно получше распеваться перед спектаклем, чтобы в начале представления не давать оркестру заглушать себя. Но это так, на орехи. Пусть не зазнаются, что вышло так хорошо.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»