Недавно в Петербурге состоялись «нулевые чтения» городского бюджета. На них комитеты Смольного по традиции озвучивали свои пожелания на следующий год. Оказалось, что аппетиты у чиновников серьезные - в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018 только ленивый не попросил выделения дополнительных средств. Об этих потенциальных тратах, а также о других неэффективных расходах Смольного мы поговорили с депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, известным экономистом Оксаной Дмитриевой (первую часть интервью, посвященную идее Смольного выпустить облигационный заем, читайте здесь).
Проекты, которые никому не нужны
- Оксана Генриховна, уже на первом заседании ЗакСа в этом парламентском сезоне остро встал вопрос о выделении концессионерам Западного скоростного диаметра 4,1 миллиарда рублей из бюджета…
- Неоправданные расходы на ЗСД обусловлены Соглашением о государственно-частном партнерстве, согласно которому некий «частный партнер» эксплуатирует ЗСД, при этом получая некую нормативную прибыль исходя из определенной нормативной доходности, рассчитанной в свою очередь исходя из некоторых гипотез относительно платы за проезд и транспортного потока. Если эта «нормативная доходность» не обеспечивается, то есть транспортный поток не столь огромен как планировалось, то всю нормативную или скорее «желаемую» прибыль частному партнеру выплачивает городской бюджет. Кроме того, город обеспечивает возврат вложенных инвестиций частному партнеру, хотя, по моим расчетам, частных инвестиций в ЗСД почти нет: северный и южный участки строились исключительно за счет средств федерального бюджета (в том числе инвестиционного фонда) и бюджета Санкт-Петербурга. А инвестиции на центральный участок, якобы предоставленные «частным партнером», - это те же бюджетные или квази-бюджетные средства, предоставленные под гарантии, поручительства либо бюджета либо госбанков, либо просто бюджетные средства, прокрученные через цепочку ОАО.
Возникает целый ряд вопросов: во-первых, почему ЗСД - платная магистраль, когда она была почти полностью построена на бюджетные средства - средства налогоплательщиков, во-вторых, почему совокупные расходы на текущее содержание ЗСД, включая плату за проезд, больше, чем расходы на содержание всей улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге, и, наконец, в-третьих, почему само Соглашение о ЗСД, несмотря на многочисленные запросы депутатов, до сих пор не предоставлено, и его содержание остается коммерческой тайной. По поводу постоянных утверждений о конфиденциальности Соглашения о ЗСД со стороны руководства города я направила запрос в Счетную палату Российской Федерации Татьяне Голиковой и получила четкий ответ, что никакой коммерческой тайны в отношении ГЧП нет и быть не может. Всё должно быть прозрачно и открыто. Поэтому моя позиция и позиция фракции Партии роста: мы ставим под сомнение в принципе платность ЗСД, мы категорически возражаем против расходов из бюджета на текущее содержание ЗСД и компенсацию недополученной прибыли, мы, основываясь на ответе Счетной палаты, направили повторный запрос губернатору с требованием предоставить текст Соглашения по ЗСД.
Кроме этого соглашения, которое никто не видел, бесконечные расходы на ЗСД имеют юридическую основу в форме закона, который действует в Петербурге уже 20 лет - «О поддержке инвестиционной деятельности». Там одной из форм поддержки является как раз предоставление инвестору компенсации прибыли, если проект убыточный. При этом нигде больше на федеральном уровне я таких диких законодательных норм не видела. Как могли депутаты ЗакСа 20 лет жить с такими нормами законодательства, начисто забыв о том, что они существуют. Поэтому нужно менять закон, и мы соответствующий законопроект уже подготовили и внесли в ЗакС.
- Между тем в Петербурге уже разгорелся новый подобный скандал вокруг еще одного проекта - частного трамвая в Красногвардейском районе. Инвестор нарушил сроки сдачи объекта. Фактически никакой стройки и не идет. При этом перерыта половина района, транспорт стоит в многокилометровых заторах, жители - в негодовании.
- Мы с самого начала были против этого проекта, хотя при рассмотрении бюджета на него мало кто обращал внимание. Мы сразу предложили его отменить. Ведь если Западный скоростной диаметр, городу нужен, то трамвайная концессия - нет: она разрывает общее транспортное пространство в городе (другие рельсы и вагоны), заменяет существующие трамвайные пути на новые, создавая пробки и перебои на весь период строительства. Расходы на эту трамвайную сеть в пересчете на одного пассажира в шесть раз больше, чем по всей остальной трамвайной сети. Мы там видим чрезвычайно завышенный расчет пассажиропотока, а значит, бюджет снова будет платить инвестору недополученную прибыль. То есть это такая «деньгочерпалка» в гораздо худшем варианте, чем ЗСД. Трамвайная концессия и скоростной трамвай в локально-очаговом варианте не нужен как инфраструктурный объект в принципе. Да и ничего нового там не создается - лишь замещается то, что было.
- А Невская ратуша - не кажутся вам расходы на нее чрезмерными? Осенью чиновники вроде бы должны туда переехать. Хотя они много раз уже собирались. Наверное, и в этот раз отложат…
- Это тоже тот проект, который мы каждый раз в наших альтернативных бюджетах предлагали к исключению. На мой взгляд, это - большая градостроительная афера, вредная со всех точек зрения. При этом Смольный каждый раз не показывает, сколько денег он тратит на Ратушу - мы не знаем, сколько на нее выделяли в этом и прошлом годах. Ориентировочные расходы - 14 миллиардов рублей. При этом все комитеты, которые готовят к переезду, располагаются в зданиях, чаще всего являющихся памятниками архитектуры. Многие из них недавно были отреставрированы, то есть находятся в хорошем состоянии. Чрезвычайно вредно, на наш взгляд, их продавать и отдавать в частные руки. Таким образом будет ограничен доступ граждан к объектам культурного наследия. И непонятно, по какой цене их продадут и что будет с ними дальше. Комитет имущественных отношений озвучил цифру: он собирается выручить за счет продажи зданий почти 1,5 миллиарда рублей - и это всё, что мы знаем. Весь этот проект чрезвычайно вреден и с точки зрения финансов, и с точки зрения охраны памятников. Вряд ли переезд в Невскую ратушу повысит эффективность работы городских чиновников.
Миллионы на чемпионат
- В ходе «нулевых чтений» многие комитеты озвучивали свои просьбы относительно того, на что нужно выделить деньги в следующем году. Как вам их запросы?
- Я была на «нулевых чтениях» и фиксировала всё, что просили чиновники. В итоге услышала бесконечные «дайте» на чемпионат мира по футболу. Комитет по законности, например, просит выделить 31 миллион рублей на систему контроля доступа в зону автотранспорта на Крестовском. Мы спрашиваем: а разве не органы полиции должны это контролировать? Нам отвечают: да, это дело полиции, но ограждения, мол, мы ставим. Еще 41,6 миллиона просит Комитет по транспорту - это для метрополитена на перевозку волонтеров, которые будут работать на чемпионате мира. Еще 582 миллиона нужны тому же метрополитену на новые вагоны. 12,8 миллиона - это потребности городского электротранспорта в связи с чемпионатом. 55,4 миллиона просит «Пассажиравтотранс» - опять-таки на транспорт для перевозки волонтеров. Еще 300 миллионов требуется на фан-зону. Комитет по строительству просит денег на временные конструкции - примерно 500 миллионов. В общей сложности все эти потребности тянут на 2 миллиарда.
- Понесенные расходы хоть как-то компенсируются доходами?
- Здесь удивительная ситуация. Когда спрашиваешь руководство комитетов о доходах, они говорят: нет, у нас одни расходы. Так, например, говорят в Комитете по транспорту. То же самое - в Комитете по спорту. Мы их спрашиваем: что вам даст Чемпионат мира по футболу и заработает ли город на нем хоть что-то? Они нам отвечают: продаж билетов у нас никаких нет, это всё футбольный клуб «Зенит» или кто-то еще. Хотя долю доходов города следовало давно согласовать и «отбить» в переговорах с федеральным центром, коль скоро город столько потратил, и еще потратит, на чемпионат мира по футболу.
- Еще на «нулевых чтениях» дополнительных субсидий просил «Водоканал»…
- Да, и здесь удалось выявить огромную системную общефедеральную проблему. «Водоканал» запросил 3,2 миллиарда рублей в качестве компенсации за недополученную прибыль. И объяснил это сокращением водопотребления. В предыдущие годы федеральный центр заставил граждан приобретать счетчики и устанавливать индивидуальные и общедомовые приборы учета. То есть нас приучили экономить, и водопотребление сократилась в среднем на 17 процентов. А теперь всю эту экономию бюджет должен компенсировать! Какой-то нонсенс! Пусть люди тогда просто льют воду. Получается, что установка счетчиков была системной ошибкой на федеральном уровне. В итоге, например, «Водоканал» должен сократить водоотведение и, соответственно, сократить свои расходы. Может ли он это сделать технически - надо отдельно разбираться, потому что велика доля условно постоянных расходов.
- Очень большие аппетиты продемонстрировал и Комитет по благоустройству…
- Да, он запросил 6,3 миллиарда рублей, из них около 5 миллиардов - на содержание дорог. И тут выяснилась интересная вещь: оказывается, число занятых ручной уборкой у нас существенно ниже норматива - лишь 799 человек. Понятно, что это капля в море. В Москве уборкой заняты 20 тысяч человек. Но самое интересное, что ранее в ответах на депутатские запросы комитет это не признавал. И это доказывает, что никаких расчетов у них нет.
Никакого анализа расходов нет, и не предвидится
- А в целом как будут обстоять дела с наполнением бюджета?
- Прогнозы смольнинских экономистов не выдерживают критики. Они рисуют радужную картину: говорят, что прибыль в 2016 году выросла, как и поступления от налога на прибыль. Но в 2017 году прибыль падает как в целом по стране, так и у нас. Что будет с поступлениями налога: сейчас падение прибыли частично компенсируется изменениями в законодательстве, но в следующем году будет сведено на нет. Инвестиции также падают, как и объемы строительства. Комитет по экономической политике эти явления не анализирует, и всё время пытается отчитаться хорошими показателями 2016 года. В Смольном нет четкой картины того, что будет в городе. Хотя у нас не так уж много предприятий с численностью работающих свыше 500 человек. А выше 1000 - их всего несколько десятков. Можно было бы проанализировать ситуацию на каждом предприятии, но Комитет по экономической политике этим не занимается. Их спрашиваешь: если у вас прибыль падает, как будет расти налог на прибыль? Нет ответа.
В городе нет даже попытки выстроить грамотную экономическую политику: нет ни конкретного содержательного анализа, ни содержательной стратегии. Ситуация с бюджетом в Петербурге, безусловно, зависит от общефедеральной. Задача профессиональной финансово-экономической политики на региональном уровне - выявить, насколько общефедеральные тенденции захватывают город, какие у нас особенности, что мы можем сделать в Санкт-Петербурге, какими рычагами и механизмами, чтобы сгладить негативный федеральный тренд или, наоборот, усилить позитивные тенденции. Что зависит от городских властей и политики, а что не зависит? Не то что на эти вопросы не дается ответов - сами вопросы даже не ставятся.
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»