Расторжение всех контрактов на строительство Петербургского метрополитена с ОАО «Метрострой», о котором объявил вчера Смольный, фактически означает крах этой организации, одной из крупнейших в северной столице. Но главное - свидетельствует о непредсказуемости новой петербургской власти. Еще недавно был совершенно другой план: сделать так, чтобы у города был контрольный пакет «Метростроя». Но теперь внезапно всё переменилось, и компанию решили прихлопнуть.
Наблюдатели убеждены: Петербург вошел в зону турбулентности. Президент говорит о стабильности как о важнейшем факторе развития страны, а отличительной чертой северной столицы последнего времени становится нестабильность.
Четыре месяца в Смольном не могут сформировать новую команду. Вице-губернаторов, председателей комитетов увольняют партиями, с большими перерывами, в итоге весь управленческий корпус парализован. Это - турбулентность.
Петербуржцы жалуются, что в городе катастрофическая ситуация с уборкой снега - так она как раз следствие управленческого коллапса. Какой смысл главе районной администрации трудиться с удвоенной нагрузкой, если он знает, что назавтра его всё равно уволят? Все сидят сложа руки и ждут, когда же врио Беглов закончит кадровые перестановки. А снег идет… Это тоже турбулентность.
Ну а теперь она постепенно распространяется и на городскую экономику.
У Петербурга с «Метростроем» были заключены контракты на 92,3 миллиарда рублей. Это огромная сумма для города. Для сравнения: расходная часть бюджета Петербурга на 2019 год - 644 миллиарда. Поэтому решение о разрыве контрактов - серьезнейший шаг. Насколько он был продуман?
С тем, что «Метрострой» из-за бездарной управленческой и финансово-хозяйственной политики семьи Александровых оказался в кризисе, никто не спорит. Но ведь Александровы в любом случае будут в шоколаде (во всяком случае, отца никто не лишит звания Почетного гражданина Петербурга, а сына - никто, скорее всего, даже не допросит, не говоря уже о чем-то большем). А что же будет со строительством метро?
Из официального сообщения Смольного можно понять, что четкого видения дальнейшего развития событий у новых городских властей нет. «Будет решаться вопрос привлечения альтернативных подрядных организаций для выполнения строительно-монтажных работ в области метростроения, - говорится в сообщении. - По проведенному предварительному запросу, такие компании на рынке имеются». При этом в СМИ называются фирмы, контролируемые Тимченко и Ротенбергом, которые якобы готовы приступить к работе.
Но тут тоже всё не так просто. В любом случае потребуется проводить конкурс на строительство - это займет не меньше двух месяцев (сегодня стало известно, что только опубликование условий конкурса запланировано на вторую половину февраля, значит, работы в подземке в лучшем случае возобновятся к лету). «Метрострой» наверняка будет судиться с городом, и нельзя однозначно предсказать, чем судебный процесс закончится, а в это время заброшенные тоннели могут начать разрушаться. Кстати, еще неизвестно, какие аппетиты будут у «альтернативщиков». Возьмут и запросят вдвое больше. Что тогда делать? Перекраивать городской бюджет?
Кроме того, без работы остались 3500 сотрудников «Метростроя» - проходчики, инженеры, технологи. Заверения, что город «позаботится о сохранении профессиональных трудовых кадров», - это только слова. Новым подрядчикам - кем бы они ни оказались - питерские кадры явно не потребуются: у них китайцев целые вагоны.
Итак, социальные и финансовые издержки налицо, но главное - задержка в строительстве новых станций метро станет еще больше, чем до разрыва контрактов с «Метростроем». Зачем же тогда это было сделано?
Ответ напрашивается только один. Чтобы в сентябре, перед губернаторскими выборами, когда не будет сдана ни одна новая станция Петербургского метрополитена, можно было объяснить, что в этом не Смольный виноват, не врио Беглов, а нехороший «Метрострой», с которым все отношения уже разорваны.
Не открылись «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары», которые были обещаны сначала к концу 2018 года, а потом - к маю 2019-го? Это «Метрострой» виноват!
Остановлено строительство «Горного института» и «Театральной» (позорные синие щиты уже несколько лет «украшают» площадь перед Мариинским театром)? Так это опять вина «Метростроя»!
Шестая - Красносельско-Калининская линия - которую так ждут жители юго-задада Петербурга, по-прежнему в мечтах? Ну а при чем тут Смольный? Все вопросы к «Метрострою»!
В общем, крах «Метростроя» исключительно полезен новым петербургским властям с политической точки зрения. Потому что на «мертвую» компанию можно спокойно переложить груз ответственности.
Нетрудно предположить, что именно так - по примеру истории с «Метростроем» - Смольный будет выстраивать отношения с крупным городским бизнесом.
Понятно, что свои люди будут посажены в ГУПы - это вполне законно и в большинстве случаев пойдет только на пользу. И ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга», и ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен», и особенно ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» только выиграют от обновления руководящих кадров, если, конечно, оно будет проведено с умом. Но увы, рассчитывать на это в наших реалиях не приходится.
Однако наиболее лакомый кусок - это акционерные общества, имеющие инфраструктурный характер, такие, например, как АО «Теплосеть Санкт-Петербурга». Тут опять-таки политика в полный рост. Трубы-то продолжают рваться (вчера произошла очередная авария на Белградской улице, жители шести домов провели минувшую ночь - по данным метеорологов, самую холодную за два последних года - при отключенных батареях). А кто в этом должен быть виноват? Точно не врио! Ведь у города - только 25 процентов акций. Вот было бы 100!
Если рассуждать в подобном ключе, то можно прийти к умозаключению, что в Смольном, наверное, не стали бы возражать, если бы в Федеральный закон «Об акционерных обществах» внесли поправку, согласно которой каждый новый губернатор имел бы право назначать собственного гендира во всех АО, действующих на вверенной ему территории. Уже случившаяся история с «Метростроем» и возможная история с «Теплосетью» заиграли бы тогда новыми красками.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»