Сегодня в Смольном большой праздник - шесть лет с момента утверждения Георгия Полтавченко в должности губернатора Санкт-Петербурга. Но дискотеки не будет: во-первых, средний возраст городской верхушки - «запенсионный», около 66 лет, а во-вторых, отмечать нечего. В городе застой, за шесть лет не реализовано ни одного прорывного проекта. Экономика в плачевном состоянии, зато доходы чиновников с 2011 года выросли в полтора раза. Сейчас средняя зарплата сотрудников городской администрации Санкт-Петербурга - 89 175 рублей. Это никак не соответствует эффективности их работы.
Загубив в самом начале своего правления под предлогом экономии бюджетных средств все инфраструктурные проекты эпохи Матвиенко - Орловский тоннель, переезд Ленинградского зоопарка в Юнтолово и скоростной экспресс до «Пулково», Георгий Полтавченко не предложил ничего своего. Впрочем, один проект, с которым имя нынешнего губернатора оказалось накрепко связано, все-таки был - это строительство в Петербурге первой частной трамвайной линии. И так получилось, что крах этого проекта день в день совпал с шестилетием губернаторства Полтавченко.
Концессионное соглашение о частном трамвае город заключил с компанией ТКК, находящейся под контролем «Группы ЛСР» и структур, близких к олигарху Юрию Ковальчуку, в мае 2016 года. Согласно договоренностям, 1 сентября 2017-го, то есть завтра, новехонькие трамваи должны были помчаться по новехоньким рельсам в Красногвардейском районе Петербурга. Но этого не произойдет. Проект сорван. Никаких значимых работ по его реализации не велось и не ведется. При этом вся транспортная инфраструктура Красногвардейского района разгромлена. Таковой оказалась цена бездеятельности городской администрации Санкт-Петербурга.
Для частного концессионера это был очень «вкусный» проект. Трамвайные пути в Красногвардейском районе идут по полностью выделенной линии, с учетом традиционных и почти круглосуточных пробок на проспекте Косыгина и Заневском проспекте трамвай востребован населением, а подчас является единственным способом быстро добраться из крупного спального района «Ржевка-Пороховые» до ближайшей станции метро «Ладожская» (за исключением разве что вертолета). Казалось бы, построй новые пути, запусти новые трамваи - и стриги купоны.
Город обеспечил компании ТКК режим наибольшего благоприятствования. Силами государственных предприятий были сняты рельсы на участке в 5 километров, за счет бюджета построены новые пути на участке в 2 километра. Более того, в фонд проекта были щедро перечислены 400 миллионов рублей.
А ТКК за минувший год не сделала практически ничего. Вырыты огромные котлованы на проспекте Наставников («Интересант» иронично предполагал, что олигархи ищут там нефть). Прокопана трехкилометровая траншея на месте бывших трамвайных путей на проспекте Косыгина. Поскольку лето выдалось дождливым, эта траншея заполнилась водой. «Ух ты, новая река!» - так реагируют на данную картину те, кто видит трудовые достижения ТКК в первый раз.
При этом трамвайное движение в районе было частично прекращено еще осенью 2016 года, а полностью остановлено - 3 июня 2017-го. Предполагалось, что к 1 сентября оно будет вновь запущено. Но теперь ясно, что понадобится еще как минимум год, чтобы трамвай поехал. Смольный, правда, сегодня заявил, что срок реализации проекта удлиняется только на полгода и устами вице-губернатора Албина впервые нелестно отозвался о концессионере. Однако год или полгода - это уже не столь важно. Важно, что частный трамвай не будет запущен до президентских выборов. Важно, что в районе с населением больше 200 тысяч человек будет вызревать недовольство. Важно, что это может сказаться на итогах голосования и дополнительно подпортить «мартовский процент».
Всё лето на дорогах, где разгромлены трамвайные пути (проспект Косыгина, Заневский проспект, проспект Наставников, Индустриальный проспект, Хасанская улица), наблюдаются 9 -10-балльные пробки. Изменены маршруты движения всех автобусов, троллейбусов и маршруток. Чтобы добраться утром из дома до станции метро «Ладожская», люди тратят по 1,5 часа. И это - летом! С наступлением сентября движение в Красногвардейском районе полностью встанет. А частный концессионер будет продолжать работать ни шатко ни валко.
То, что проект частного трамвая не реализуется, Смольный обнаружил и признал только сегодня, в день шестилетия губернаторства Полтавченко. Умная, ответственная власть, прислушивающаяся к общественному мнению, разглядела бы эту проблему гораздо раньше и давно бы уже разорвала концессионное соглашение с ТКК. Потребовала бы компенсировать городскому бюджету потраченные деньги. Вышла бы в суд с иском о защите интересов жителей Красногвардейского района, вынужденных ежедневно простаивать в искусственно созданных пробках, добилась бы возмещения причиненного им вреда.
Но у нас, в Петербурге, - другая власть. Она не будет ссориться с олигархами, возжелавшими поиметь частный трамвай. Она будет тихо ждать, когда концессионер всё как бы построит, а потом за счет бюджета, то есть за наш с вами счет, начнет латать дыры в трамвайных путях. Как в случае с крышей стадиона на Крестовском.
Так было все шесть лет губернаторства Георгия Полтавченко. Так будет и дальше, пока он руководит нашим прекрасным городом.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»