На этой неделе Законодательное собрание Санкт-Петербурга одобрило назначение Анны Митяниной на должность вице-губернатора Петербурга, отвечающего за решение вопросов социальной и демографической политики, социальной защиты и здравоохранения. Однако она получила рекордно малое количество голосов народных избранников - 26 из 50-ти. Это - явное свидетельство критического отношения городского парламента к кадровой политике Смольного. О том, почему эта политика нуждается в изменениях, нашему изданию рассказала Оксана Дмитриева, лидер фракции Партии роста в ЗакСе.
Всюду - непрофессионализм и некомпетентность
- Оксана Генриховна, почему вы лично и ваша фракция голосовали против кандидатуры Анны Митяниной?
- Анна Владимировна произвела на нас хорошее впечатление. Она нацелена на добросовестную работу, готова сотрудничать с разными фракциями, советоваться, обсуждать. Но она является профессионалом вовсе не в той области, которой собирается руководить: Митянина - квалифицированный юрист, возглавляла Юридический комитет Смольного, социальными вопросами не занималась и в соответствующих отраслях не работала. Таким образом, Петербург повторяет тренд, который мы также видим на федеральном уровне, - руководить министерствами назначаются люди, которые не знают отраслей, которыми управляют, не знают профессиональных особенностей, людей, кадры, организации. Ни один министр или вице-премьер, за редким исключением, не знает той отрасли, которую он курирует. Самым вопиющим примером этой тенденции стал бывший министр обороны Анатолий Сердюков - гражданский специалист в сфере торговли, которого поставили командовать военными. Так же было с Михаилом Зурабовым, автором провальной пенсионной реформы и бывшим руководителем здравоохранения, к которому он не имел никакого отношения. Его деятельность на этом посту оценивается исключительно со знаком минус.
- А что вам позволяет говорить об этом тренде в Петербурге?
- У нас - та же самая картина. Вице-губернатор Михаил Мокрецов, отвечающий за вопросы экономического развития, - бывший сотрудник налоговых органов, в последние годы до назначения работал в военном ведомстве. Бывшие вице-губернаторы Владимир Лавленцев и Марат Оганесян также не имели опыта в тех сферах, которыми управляли. Зато все они при назначении обещали, что быстро войдут в курс дела. Но так и не вошли… Особенно «прославился» своей некомпетентностью нынешний глава Комитета финансов Смольного Алексей Корабельников, который не может отличить дефицит бюджета от профицита. Руководитель Жилищного комитета Валерий Шиян также не имеет опыта работы в ЖКХ, систему не знает, и мы в Законодательном собрании регулярно сталкиваемся с некомпетентностью и непрофессионализмом работников данного ведомства.
- И в чем она проявляется?
- Только что нам прислали проект закона о дополнительной компенсации за оплату коммунальных услуг. В арифметической формуле там была куча ошибок: если следовать ей, граждане не получат компенсацию, а еще и останутся должны чиновникам. При этом сотрудники Жилищного комитета даже не понимают, что надо у кого-то спросить совета и помощи - они вообще не умеют работать, и нет никакого стремления научиться, поскольку карьерный рост, к сожалению, от профессионализма не зависит.
Когда нет кадрового резерва
- Если вернуться к голосованию по Митяниной, кто, на ваш взгляд, мог бы занять пост вице-губернатора, отвечающего за этот блок?
- Назначение вице-губернатора по социальным вопросам - это не начало, а итог кадровой работы. Это не меня, а губернатора надо спрашивать о состоянии кадрового резерва на данную должность, кого готовили, кто рассматривался, почему никто из профессионалов данной сферы не подошел, и из-за кадрового голода пришлось приглашать профессионала другого профиля. Сам этот факт уже является свидетельством провала кадровой политики. Если же говорить теоретически, какого типа руководитель в данный момент необходим на социальный блок и где его искать, то дорожная карта для поиска выглядит следующим образом. Так как главная болевая точка в этом блоке - здравоохранение, то искать надо руководителя с профессиональными, личностными и волевыми характеристиками - такого, как известный педиатр и хирург Леонид Рошаль, например, или бывший начальник Военно-медицинской академии Борис Гайдар. Это не значит, что именно им надо было сделать соответствующее предложение, и что они, несмотря на возраст, место жительства и т.п., приняли бы это предложение. Речь идет о критериях подбора кадров: нужны авторитетные практикующие врачи, знающие все проблемы и нюансы сложившейся в здравоохранении ситуации, обладающие способностями организатора и руководителя и большой авторитет в профессиональном сообществе.
- Почему же такие люди не приходят во власть и не занимают высокие посты в Смольном?
- Потому что там забыли о формировании кадрового резерва, как это было при социализме. Руководители учреждений здравоохранения, заместители глав районных администраций, отвечающие за социальную сферу, были бы лучше мотивированы к успешной работе и нацелены на хороший результат, если бы знали, что их усилия оценят и они смогут пойти на повышение. Потому что если завтра Митянина покинет свой пост, мы столкнемся с той же ситуаций - некого будет назначить на пост вице-губернатора. Наличие или отсутствие кадрового резерва является важнейшим фактором для формирования стимулов к профессиональному росту. Если руководители не вырастают в отрасли, а спускаются на парашюте или передвигаются из другой сферы, то и врачи, учителя, другие работники бюджетной сферы теряют стимулы к карьерному росту, проявлению самостоятельности и инициативы. Люди не «растут». Это один из факторов социальной апатии и затяжного экономического кризиса.
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»