Утопающий в снегу Петербург представляет собой грустное зрелище. Наледь на тротуарах, свисающие с крыш домов сосульки, гигантские сугробы на дорогах. Больницы переполнены травмированными пациентами, пожилые люди боятся выходить из дома, а молодежь со страхом поглядывает вверх: откуда прилетит на этот раз? Для депутата городского ЗакСа Оксаны Дмитриевой такое положение дел сюрпризом не стало. Она давно призывает городские власти всерьез заняться решением «снежной» проблемы, но воз, как говорится, и ныне там.
Надо ориентироваться на Москву
- Оксана Генриховна, в чем, по вашему мнению, причина столь горестного положения дел с уборкой снега в Петербурге?
- Из года в год при рассмотрении бюджета мы указываем на то, что на уборку и содержание дорог и тротуаров закладывается средств существенно ниже норматива. Так было в бюджетах на 2016, 2017 и 2018 годы. В бюджете на 2019 год на уборку проезжей части и тротуаров (в том числе от снега) по сравнению с нормативами было заложено 60 процентов средств. Кстати, несмотря на постоянную напряженную обстановку с уборкой снега при расчетах бюджета она не выделяется отдельной строкой, и отдельных расчетов не предоставляется. Их, впрочем, и нет.
В предыдущие годы зимы были малоснежные, но даже тогда город с уборкой снега не справлялся. Выводы не делались, надеялись только на то, что Бог опять пошлет бесснежную зиму. Снегоуборочная техника не закупалась в массовом порядке с 2010 года. Видимо, кто-то решил, что мы живем в теплых странах и снег у нас, как только выпадет, - так сразу сам и растает.
Мы проводили сравнение с Москвой - там для уборки снега в несколько раз больше техники, а специалистов, занятых ручной уборкой снега, больше примерно в 10 раз! Для сравнения: в столице снег убирают 20 тысяч дворников, а у нас - 1200. Уборочной техники в Москве тоже около 20 тысяч единиц, у нас, по прошлогоднему отчету вице-губернатора Бондаренко, - 1540 единиц и еще 330 погрузчиков дополнительно арендуется у бизнеса.
- Вице-губернатор Бондаренко недавно признал, что дворников и вправду не хватает - мол, никто не идет на эту работу…
- Бондаренко что-то признаёт после каждой зимы. Два года назад после моей критики Бондаренко признал, что в городе даже нет специального регламента по уборке дорог и тротуаров, и коммунальщики пользуются регламентом по уборке междугородных автомагистралей, где есть широкие обочины, нет тротуаров и парковок.
Сделали, наконец, новый регламент и утвердили его в конце 2017 года, но при этом все равно не предложили реальный механизм уборки снега в условиях крупного города, в особенности - для центра города. По регламенту снег с тротуара и проезжей части должен быть убран в течение 3 - 6 часов после снегопада. Куда он должен быть убран? Для автомобильных дорог - на обочину, для тротуаров, где есть газоны, наверное, временно можно и на газон. А в центре города, где нет обочин, есть лотковая зона, где снег складировать нельзя, и парковки, которые заняты автомобилями, куда убирать снег? На этот вопрос должен быть дан технологический ответ, а его нет. Мы сами должны придумать, как это сделать, нам никто не поможет. Нет в мире такого крупного города за 60-й параллелью.
С машинной уборкой дело обстоит не лучше. Там, где техника проходит, и она есть в наличии, снег убирается. Но в центре нужна специальная техника, на узкие тротуары. И за столько лет парк этой техники можно было создать, да и производство наладить. Более того, не продумано расположение в центральных районах столбов для парковки - они поставлены ужасающим образом в центре тротуаров, и вокруг них постоянно скапливается лед, естественно, никакая техника, даже если бы она была, не пройдет.
Сначала - «войсковая операция», потом - долгое бездействие и затишье
- Какой, на ваш взгляд, должна быть схема уборки снега?
- По уборке тротуаров в Петербурге нормы формально есть, но существующий подход к организации уборки улично-дорожной сети в принципе не может обеспечить их соблюдение.
Повторюсь, уборка тротуара после снегопада в зависимости от проходимости должна осуществляться в срок от 3 до 6 часов. А у нас метод уборки улично-дорожной сети - бригадно-вахтовый по графику. Уборка снега и его вывоз идут по очереди. Например, сегодня убирается Литейный, а снова до него очередь дойдет через неделю или 10 дней. Когда убирают - всё это напоминает войсковую операцию. А потом - долгое бездействие и затишье.
При этом даже во время «войсковой операции» до тротуара снег все равно не счищают. Остается наледь, никто при этом не убирает остатки снега - дорога чистится не до асфальта. И на этой ледяной корке скользят пешеходы и заносит машины.
- А как должно быть?
- Когда начинается снегопад, надо тут же начинать убирать. Тогда и можно будет вводить нормативы, через сколько часов после снегопада дороги и тротуары должны быть убраны. Если за участком улично-дорожной сети и за двором (кварталом) не закреплен конкретный дворник (несколько дворников), которые все время находятся на территории, а в период снегопадов работают в авральном режиме, то никакой уборки снега не будет, что мы и наблюдаем сейчас.
- Разве дворников хватит на весь город?
- Нет, не хватит, закрепить существующих дворников за конкретными дворами и участками тротуаров не представляется возможным из-за их ничтожного количества.
Из прошлогоднего доклада вице-губернатора Бондаренко следует, что ручной уборке подлежит 5 миллионов квадратных метров улично-дорожной сети, следовательно, на одного дворника-ручника приходится 41 сотка. Может один человек за 3 часа убрать от снега 41 сотку? Ответ очевиден.
Количество дворников и снегоуборочной техники должно быть в разы увеличено. Конечно, на это должны быть выделены дополнительные средства. Заявления о том, что на место дворника никто не идет, - просто оправдания. В Москве ведь все вакантные места заняты!
Кстати, увеличивать надо также число кровельщиков. А то очистка крыш в городе осуществляется из рук вон плохо: когда на 50 домов в центре города приходится один кровельщик - это просто смешно. Должен быть постоянный уход за крышами и сбрасывание снега на регулярной основе. Мы об этом говорим каждый год, но вплоть до настоящего времени властями ничего не предпринималось.
В Петербурге надо решить три главных «зимних» вопроса
- Еще одно предложение, прозвучавшее со стороны Смольного: сделать за уборку снега ответственными районные администрации. Эта мера что-то даст? Вот уже главам районов выдали (на словах, разумеется) по «лопате Беглова»…
- В пожарном, авральном порядке, а в данный момент только это и возможно, пожалуй, данный вариант - единственно возможный: лопату в руки - и вперед. Тем более ГУЖА, управляющие компании находятся в ведении администраций районов. Сейчас еще следует подключить муниципалов: благоустройство - это их право ведения.
Однако в будущем, конечно, технология и техническое оснащение уборки снега должны быть продуманы и просчитаны на городском уровне - в Комитете по благоустройству. Вся схема должна быть технологически проработана.
Я уже сказала, что не решен главный вопрос - где складировать снег. При этом тут тоже возможны разные технологические решения: может быть, снег не складировать и вывозить, а топить на месте и спускать в «ливневку», по крайней мере в центре города? Так, кстати, делалось в конце XIX -начале XX века, во дворах дворник ставил котел на костер и топил снег. Этот вариант должен быть просчитан с точки зрения энергозатрат, пропускной способности «ливневки», опять же спецтехника должна быть разработана, закуплена и произведена.
Второй главный вопрос, о котором я тоже говорила выше: организационная схема и график уборки. Без закрепления дворников за участками и дворами, - так, чтобы они постоянно работали в одном и том же месте, ничего не выйдет. Хочу снова иметь дворника из своего детства, которого мы знали в лицо, который тоже всех знал, убирал двор, мыл лестницу, сажал цветы, гонял хулиганов и нас, расшалившихся детей.
Далее технически надо найти решение прочистки водосточных труб и освобождения их ото льда. Есть разные «технические придумки», но их надо проанализировать , опробовать и поставить на поток.
Пока всё это не сделано, по городу в зимнее время просто не пройти - это травмоопасно.
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»
Фото Интерпресс