Скоро исполнится год, как во главе Минобрнауки встала Ольга Васильева. Самое время подвести итоги. Как изменилась ситуация в российском образовании с прошлого лета? Все ли проблемы решены? И каких успехов удалось достичь под руководством нового министра?
Обманутые надежды
Первые оценки, сделанные сразу после назначения Васильевой в августе 2016-го, сейчас, по прошествии времени, выглядят как минимум наивными.
«Назначен человек, у которого солидный бэкграунд управленца. Её основная задача - диалог со всеми привлеченными в сферу работы министерства образования», - говорил политолог Константин Калачев.
«Ее хорошо знают губернаторы, она неплохо понимает в специфике управления системой образования на уровне региона, что немаловажно»,- отмечал политолог Алексей Чадаев.
«Безусловно, Васильева по своим человеческим и профессиональным качествам больше, чем бывший министр Ливанов, расположена к тому, чтобы идти на контакт с профессиональным сообществом», - заявлял председатель думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Дмитрия Ливанова, предыдущего министра, политологи и СМИ не жаловали. Он был технократом и ни на йоту не был популистом. Кому такие нравятся?
В сравнении с Ливановым Ольга Васильева казалась многим светом в оконце. А на практике получилось, что ничем, кроме разнообразных громких заявлений, новый министр за этот год не отметилась. Ситуация в образовании лучше не стала. Все проблемы остались, а некоторые - усугубились. Успехов нет.
«Ввести» и «вернуть»
Один только перечень реформистских идей, с которыми выступила Ольга Юрьевна с момента назначения, займет несколько страниц. Большая часть этих идей касается школьного образования и начинается словами «ввести» и «вернуть».
Так, министр предложила ввести обязательный ЕГЭ по географии для выпускников 9-х и 11-х классов. Выступая на Втором Всероссийском съезде учителей географии, она заявила: «Это очень хорошее предложение, его нужно детально обсудить, в том числе и финансово».
Общественность поставили перед фактом, что с 2020 года будет введен и обязательный ЕГЭ по истории. С подачи министра обсуждается введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку.
«Надо вернуть изучение астрономии в школах», - заявляет с трибуны Васильева.
«Надо ввести для учащихся с 3-го по 11-й класс уроки психологии».
«Надо восстановить в начальной школе уроки внеклассного чтения».
«Надо возродить в школах трудовое воспитание».
«Надо, чтобы дети снова ходили целыми классами в турпоходы».
Видя, что министр фонтанирует идеями, разные известные люди тоже начали фонтанировать. Гроссмейстер Анатолий Карпов, например, предложил ввести в школах уроки шахмат. Депутаты фракции КПРФ потребовали вернуть политинформации. А экстравагантный лидер партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин разработал специальный школьный предмет под названием «Земледелие». Преподавать его он предлагает с пятого класса.
Фантомные боли
За громкими заявлениями проглядывает ностальгия министра по советской системе образования - это и без уроков психологии ясно. Но ведь систему эту вернуть невозможно - и страна другая, и эпоха, и люди. А потому все эти «внеклассные чтения», если их действительно введут, выльются или в профанацию, или в дополнительный сбор денег с родителей - на книжки, например.
Казалось бы, Васильева должна понимать, что войти дважды в одну реку не удастся. Но, судя по декларируемым ею идеям, такого понимания нет. Дело, вероятно, в том, что личный педагогический опыт Ольги Юрьевны связан исключительно с советскими временами. С 1979 по 1982 годы она работала в московских школах учителем пения, а с 1983-го по 1987-й - учителем истории. Очевидно, это такие фантомные боли - астрономия, трудовое воспитание, организованные турпоходы.
Но печально не то, что у госпожи Васильевой - представления о школе тридцатилетней давности. Печально, что из-за этого она, скорее всего, очень смутно представляет реальные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются учителя и учащиеся.
Непомерная учебная нагрузка - что на одних, что на других. Терабайты отчетов, которые вынуждены сдавать учителя и директора школ наверх. Куцее финансирование. Страшный дефицит профессиональных педагогических кадров - работать в школе по-прежнему непрестижно. Очень разный уровень первоклашек - есть продвинутые, а есть дети мигрантов, почти не говорящие по-русски. В отдельных школах спальных районов Москвы и Петербурга таких «неговорящих» в начальной школе до 20-30 процентов.
А что творится в глубинке? Недавно педагоги Курганской области обратились в Минобрнауки с просьбой сохранить доплату на… дрова. В рамках соглашения между Минфином и правительством области учителя, работающие в деревнях и селах, много лет, вплоть до нынешней весны, получали 2200 рублей на отопление своих деревянных домов. Теперь эти выплаты прекращены - говорят, что навсегда. Средняя зарплата педагогических работников в Курганской области - 21 902 рубля, это с учетом заработка директоров школ и завучей, где они, конечно, есть. То есть обычный учитель вообще крохи получает. Поэтому доплата на дрова была ощутимой прибавкой. Васильева, как сообщили СМИ, от проблемы отмахнулась: это, мол, ваши местные учителя, и это ваши местные проблемы. А всего-то и требовалось - поддержать обращение в Минфин с просьбой о сохранении выплат.
В регионах со школьным образованием - настоящая беда: в той же Курганской области в последнее время в связи с недостаточным финансированием ликвидировано восемь школ. Педагогов стало меньше на 400 человек.
А Ольга Юрьевна идеи выдает. Вот буквально на днях вышла с инициативой о введении в школах предмета под названием «Основы информационной безопасности». «Надо научить детей защищаться от киберугроз», - заявила министр.
Как будто в параллельных мирах живем…
Вузы на правах падчерицы
О школьном образовании Васильева говорить любит, меньше любит говорить о дошкольном. Однажды, правда, высказалась - на встрече с председателем ЦБ РФ Эльвирой Набиуллиной. В том духе, что учить финансовой грамоте надо с ранних лет. «В скором времени, - пообещала министр образования, - о личных финансах и потребительских кредитах будут рассказывать не только школьникам и студентам, но и дошкольникам в детских садах».
Вот оно, счастье! Разве не об этом мечтают малыши и их родители?! Правда, в России, по данным на начало 2017 года, 75 тысяч детей от 3 до 7 лет находятся в очереди на получение места в детсадах, но это - так, ерунда. Если что, им на дому о кредитах расскажут.
А вот о вузах Ольга Юрьевна в основном молчит. Хотя проблем в высшем образовании - еще больше, чем в школьном и дошкольном вместе взятых.
О многих из них в интервью «Интересанту» рассказал Павел Кудюкин, сопредседатель центрального совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность». Одной из главных проблем он считает принцип подушевого финансирования, при котором бюджетные выплаты вузу определяются от числа обучающихся на бюджетных местах студентов.
«Это крайне негативно сказывается на качестве обучения, - уверен Кудюкин. - Вузы становятся заложниками нерадивых студентов, которых теперь крайне опасно отчислять за неуспеваемость. В одном из известных московских университетов декан предупреждал преподавателей: «Вы можете ставить неуды, но учтите, что каждые десять отчисленных студентов - это минус одна преподавательская ставка». Студент, которому ставят незаслуженные тройки, разлагающе действует на остальных, подрывая их мотивацию».
Принцип подушевого финансирования критикуют все, кто так или иначе связан с высшей школой. Министерство объясняет его необходимостью экономии бюджета. Как говорится, «денег нет». А правда ли их нет?
Деньги есть!
19 июня Счетная палата РФ опубликовала официальное сообщение о результатах проверки исполнения федерального бюджета ведомством госпожи Васильевой. «Установлено, что бюджетная отчетность Минобрнауки России за 2016 год является недостоверной. <…> Счетная палата установила признаки нецелевого использования средств федерального бюджета. Министерством в 2016 году допущены нарушения при осуществлении бюджетных инвестиций», - говорится в этом сообщении.
Далее идет список выявленных грехов, в котором нас больше всего заинтересовали два факта.
Первый. Неиспользованные остатки по статье «Расходы» на конец 2016 года составили 5 миллиардов 760 миллионов рублей. Эти деньги недополучила система образования.
«Интересант» писал о критической ситуации, сложившейся в целом ряде петербургских вузов в октябре-декабре 2016-го в связи с задержкой перечисления денег из федерального бюджета. С этой проблемой столкнулся, например, Технологический институт. А деньги-то, оказывается были - просто они лежали мертвым грузом на министерских счетах.
Второй факт. Снова процитируем официальное сообщение Счетной палаты. «По итогам 2016 года фактическое количество получателей грантов президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета составило 1 172 человека, что меньше показателя установленного указом президента на 1 228 человек. Федеральным бюджетом на 2016 год было предусмотрено 384 миллиона рублей на выплату указанных грантов, при этом кассовое исполнение составило всего 102,8 миллиона рублей, или 26,8 процента».
История с президентскими грантами - это настоящий позор. Практически во всех петербургских вузах минувшей осенью и зимой не хватало денег для их выплат, поскольку министерство задерживало финансирование. Но ведь речь идет о самых талантливых студентах! О тех, кто в будущем составит гордость страны. И вот так к ним относится Минобрнауки. Не говоря уже о том, что помогать перспективной студенческой молодежи - прямое поручение президента, оформленное его указом. Как возможно, чтобы этот указ выполнялся на 26,8 процента?!
Вспоминая Ливанова добрым словом
В вузовской среде и так зрело недовольство действиями министерства, а обнародование результатов проверки, проведенной Счетной палатой, это недовольство только усугубило. Многие уже вспоминают добрым словом экс-министра Ливанова. В заслугу ему ставят, в первую очередь, создание системы прозрачного финансирования вузов. Когда нет фаворитов и аутсайдеров. Каждому достается то, что положено по закону.
Ольга Васильева, вступив в должность, в первые же дни начала избавляться от ливановской команды. Уволили всех. Ни в одном министерстве не было такой зачистки. Причем, как рассказывают, вдогонку одному из бывших высокопоставленных сотрудников полетело письмо на новое место его работы - с рассказом, какой он «нехороший человек».
В министерство пришли новые люди. Ну и что толку? Ливанов, при всех его минусах, был практиком, выходцем из системы высшей школы. Он понимал ее проблемы. А теперь балом правят теоретики, умеющие красиво выступать с трибуны. И больше, похоже, - ничего.
Выборы ректоров? Забудьте!
Кстати, расставить «правильные» кадры руководство Минобрнауки пытается и на низовом уровне. Речь в первую очередь - о ректорах вузов.
Вообще-то, ректор - должность выборная. Так было всегда. И это справедливо: именно коллективы вузов должны определять, кто достоин их возглавлять. Но в эпоху «вертикали власти» правила поменялись. Теперь модно волевым решением министерства назначать и. о. и оттягивать выборы как можно дольше.
«Назначение и. о. ректоров без проведения выборов даже там, где они требуются, - тоже форма «вертикализации». И. о. гораздо послушнее и «управляемее» не только чем избранный коллективом руководитель, но даже чем назначенный полноправный ректор», - говорил в интервью «Интересанту» уже упоминавшийся выше Павел Кудюкин.
При этом кадровые назначения в большинстве случаев происходят без учета мнения коллективов вузов, при ближайшем рассмотрении в них усматриваются интересы либо местных групп влияния (губернаторы, крупные коммерческие структуры), либо московских лоббистов. Такая политика в одном только Петербурге за последнее время обернулась громкими конфликтами и затяжным противостоянием в Гидрометеорологическом университете (где и. о. ректора был назначен Валерий Михеев; в начале 2017-го он избран на фактически безальтернативных выборах - почти всех значимых кандидатов заботливо «завернуло» министерство), РГПУ им. Герцена (и. о. Сергей Богданов), Академии Штиглица (и. о. Анна Кислицына).
Последний характерный пример - назначение и. о. ректора Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) - одного из крупнейших вузов Татарстана. Коллектив выдвинул на этот пост сразу четырех претендентов - докторов и кандидатов наук, профессоров, доцентов. Все они съездили в Москву, на аудиенцию к Ольге Васильевой. Результат? 26 июня исполняющим обязанности ректора был назначен человек со стороны - директор технопарка «Идея» Сергей Юшко. Говорят, за него замолвили словечко местные чиновники.
В войнах против вузов используется и другая тактика - слияние и поглощение. Причем «выпиливаются» учебные заведения, которые принято называть «бутиковыми» - они выпускают уникальных специалистов узкого профиля. В регионах этот процесс идет полным ходом, под нож пускают небольшие государственные вузы. В столицах - Москве и Петербурге - он только начинается. В 2015 году были объединены Гидрометеорологический университет и Полярная академия. При этом «бутиковая» Полярная академия прекратила существование. Многие признаки указывают на то, что в ближайшее время произойдет еще одно слияние: Университет технологий и дизайна проглотит «бутиковую» Академию Штиглица.
Отрицание фальши
В день, когда выходит эта статья, 27 июня, в России отмечается День молодежи. Уже прозвучали приветствия и поздравления с праздником от первых лиц государства. Выступила и министр образования Ольга Васильева.
«Сила страны заключена в развитии потенциала ее граждан. Именно поэтому получение качественного образования является для молодого поколения стратегической задачей», - сказала она.
Какие правильные слова! Только готовы ли нынешние вузы, загнанные в жесткие рамки подушевого финансирования, «окошмариваемые» угрозой слияния и поглощения, управляемые зачастую назначенцами-чужаками, дать молодежи качественное образование? Будет ли сила у страны, если Минобрнауки цинично экономит на президентских студенческих грантах?
Молодое поколение, о котором говорила Васильева, очень тонко чувствует фальшь. Именно по этой причине оно и выходит на митинги протеста - потому что видит разницу между словами и делами. А где молодежь сталкивается с этим несоответствием? Там, где проводит большую часть своего времени - в школе, в вузе. Круг замыкается.
В российском образовании накопились тонны проблем, которые ждут незамедлительного решения. Слов за этот год было произнесено много. С делами как-то не задалось.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»