Сегодня в Улан-Удэ произошел очередной случай нападения школьника на учебное заведение. Девятиклассник сначала бросил в класс, где в это время шел урок литературы, коктейль Молотова, а когда дети и преподаватель начали выбегать из помещения, стал наносить им удары топором. Одному из школьников удар пришелся в спину, еще одному и учительнице - по голове, девочке-школьнице нападавший, как сообщают СМИ, отрубил топором палец. Потом он якобы попытался покончить с собой. Итог нападения - трое человек в больнице в тяжелом состоянии.
Это было уже четвертое школьное ЧП такого рода за неделю.
15 января в Перми двое подростков (ученик и выпускник), проникнув на занятие с четвероклассниками, нанесли 17 ударов ножом учительнице, а потом начали беспорядочно резать четвероклассников. Пострадали 15 человек.
17 января в Сосновском районе Челябинской области в ходе ссоры на перемене один школьник ударил ножом другого.
18 января в одной из школ Москвы охранником был задержан ученик, пытавшийся пронести в класс несколько перочинных ножей и бутылку с бензином. Возможно, удалось предотвратить очередное нападение.
На фоне недавних событий как-то подзабылась осенняя резня в Ивантеевке Московской области. 5 сентября 2017 года девятиклассник пришел в школу с пневматическим пистолетом и топором, которые пронес под плащом. В классе он достал оружие и произвел выстрел в сторону учительницы, а затем ударил ее топором, причинив рубленую рану головы. Кроме того, трое ребят, испугавшись, выпрыгнули из окна, получив при этом переломы и ушибы.
Как говорится, один раз - случайность, два - совпадение, три - тенденция. То, что Россия столкнулась с огромной проблемой в виде школьной резни, - очевидно. Но в чем ее причины?
Реакцию наших депутатов и чиновников нетрудно было предугадать. «Во всем виноваты социальные сети», «Нужно ввести дополнительные меры по охране школ», «Требуем проверить работу школьных психологов», «Необходимо контролировать, какую информацию ищут дети в Интернете». Ну и всё в таком духе. Запретить, проверить, усилить. Обычная история, так повторяется из раза в раз, когда происходит какое-то ЧП. Сгорают люди в «Хромой лошади» - проверяют ночные клубы, тонет «Булгария» - проверяют все теплоходы, гибнут дети при крушении лодок во время шторма на Сямозере - проверяют все лагеря. Потом всё возвращается на круги своя. До следующего раза.
При этом руководители соответствующих федеральных ведомств никогда не несут никакой ответственности за случившееся. Самый вопиющий случай - та же «Булгария». Сколько было призывов отправить тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина в отставку! Но нет - это случилось только через год, при смене правительства.
Вот и сейчас - после целого ряда поножовщин в учебных заведениях с массой пострадавших - министр образования Ольга Васильева наверняка даже не задумывается о своем уходе с этой должности. И вообще старательно делает вид, что она тут как бы и не при делах. Но ведь школы - это ее сфера ответственности. Так кому же отвечать за случившееся, как не ей?
Показательно, кстати, как отреагировала Васильева на пермскую резню. Она сутки молчала. За нее говорили вице-премьер Ольга Голодец, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. А Васильева как воды в рот набрала. Это о возвращении уроков астрономии и внеклассного чтения в школу она может говорить часами, а как только дело касается острых конфликтов (как, например, в случаях с выступлением новоуренгойского десятиклассника в бундестаге или забастовкой учителей в Курганской области) дар речи у министра пропадает. Молчание продолжалось бы и дальше, если бы Дмитрий Медведев не приказал Васильевой лично выехать в Пермь и на месте разобраться в ситуации.
Можно представить себе, как это было унизительно для министра образования - выбраться из уютного московского кабинета и на ночь глядя лететь черт-те куда. Не привыкла она к такому явно.
В Перми Васильева вынуждена была заговорить. И тут, как говорится, без комментариев.
«Должны быть сделаны выводы. И конечно, работа будет идти аналитическая и практическая очень большая», - сказала министр образования.
И - добавила странную фразу про премьер-министра (цитируем по ТАСС): «Это происшествие находится на контроле руководства страны, и я здесь подключила Дмитрия Анатольевича Медведева».
То есть не Медведев ее подключил, а она - Медведева. Может, Васильева после долгого ночного перелета на минуту вообразила себя президентом России?
На самом деле не нужно проводить «большой аналитической работы», чтобы понять: в системе образования, которая уже полтора года как вверена Ольге Васильевой, - самый настоящий развал. И причина, вполне вероятно, в том, что министр с гораздо большим интересом занимается кадровыми чистками (на днях она избавилась от последнего ливановского человека в своем окружении) и назначением на должности преданных людей, чем реальными проблемами отрасли.
Школьные учителя жалуются на задержки зарплат, в некоторых вузах наблюдалась нервозность по поводу задержек госфинансирования. При том же министре Ливанове такого не было.
Или вот очевидный вопрос надлежащей охраны школ. Понятно, что свою часть ответственности здесь несут регионы, но как такое может быть, что в пермской школе, где произошла первая поножовщина, охрана и тревожная кнопка есть, а в улан-удинской, где случилось сегодняшнее ЧП, - нет? У нас, что, не единая страна? Или министерство считает эту проблему несущественной?
Эксперты полагают, что основная проблема Ольги Васильевой - в том, что она теоретик, а не практик. Ее небольшой опыт работы учителем истории относится к брежневско-андроповскому периоду. И, вероятно, представления о школе у нее - из того времени. К тому же Ольга Юрьевна, судя по ее высказываниям, плохо знает, что происходит сейчас «на земле», какие нужды испытывает современный учитель. Ну а как можно руководить системой образования в 2018 году из 1982 года?
Понятно, что школьные поножовщины и другие ЧП и скандалы, сотрясающие в последние месяцы Минобрнауки, равно как и странное заявление Ольги Васильевой о Дмитрии Медведеве и ее недавняя публичная пикировка с вице-премьером Ольгой Голодец, не остаются незамеченными наверху. При формировании нового правительства после мартовских выборах всё это будет наверняка учтено. Другое дело, что возможному преемнику Васильевой придется разгребать «образовательные завалы» очень и очень долго.
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»