В российской туристической отрасли творится полная неразбериха. Впечатление такое, что государство - в первую очередь, в лице Ростуризма - сознательно умножает хаос на рынке внутреннего и внешнего туризма. И главное - полностью отсутствует стратегия развития туротрасли. Со стороны ответственных чиновников видны лишь жалкие попытки изобразить брейк-данс в том месте, где, по логике вещей, должно быть танго.
Публика запуталась. С одной стороны, ее зазывают в неведомую Танзанию, открывая границы с этой страной, с другой - призывают ориентироваться на внутренний туризм. Авиакомпании, превратившиеся в АО «МММ» (билеты продаем, рейсы отменяем, деньги не возвращаем), гостиницы, брошенные государством на произвол судьбы, мышиная возня вокруг «приоткрытия» границ - это только отдельные элементы происходящего сейчас бардака. «Всё спишем на ковид», - видимо, полагают чиновники. Но дело в том, что эпидемия рано или поздно будет побеждена, а руководители туротрасли, которые продемонстрировали всё на что, так сказать, способны, останутся.
Ясно, что туристический сезон-2020 - провален (бравурные отчеты об заполненных крымских и сочинских пляжах - не в счет). Но нужно думать о будущем, планировать следующие сезоны. Однако этим, похоже, никто даже не собирается заниматься. «И так сойдет!» - таким девизом, вероятно, руководствуются в Ростуризме и других ведомствах.
Кстати, о пляжах. В условиях закрытых границ многие завсегдатаи курортов Турции рванули в этом году в Сочи. Общеизвестно, что это весьма специфическая публика, и потому сообщения о драках за лежаки в этом контексте никого не удивляют. Но вряд ли мы хотим видеть внутренний туризм таким: тесным, некомфортным, полупьяным, «быдляцким».
Один из петербургских отелей, ранее работавший в основном с иностранными гостями, сделал в июле выручку за счет внутреннего туризма. Редкий случай - ведь почти все отели лежат сейчас на боку. Но чего этот стоил успех! После «внутренних» туристов, бухавших - другое слово здесь неуместно! - день и ночь, пришлось освежать номера. Господа из регионов, приехавшие «посмотреть Петербург», периодически блевали, и всё это выливалось в допрасходы на уборку. Наконец, единственная иностранная семья, остановившаяся в отеле, выразила намерение съехать, потому что пьяные крики и праздник каждый день нарушали их покой.
Высокопоставленный человек по фамилии Песков недавно призвал россиян ориентироваться на внутренний туризм. Но одно дело сказать что-то в телевизоре, и другое - осуществить в реальности. Государство практически ничего не делает для развития внутреннего туризма и воспитания культуры путешествий. Не считать же реальным вкладом кешбэк за поездки с многочисленными оговорками, который еще неизвестно когда будет (кстати, чтобы получить обещанные 15 тысяч кешбэка, нужно купить путевку стоимостью от 75 тысяч рублей!). В итоге инфраструктура - там, где она вообще есть, - не настроена на «наших».
Вчера, 7 августа, исполнилось ровно полтора года, как пост руководителя Ростуризма занимает Зарина Догузова. Это - серьезный срок, чтобы сделать выводы об эффективности работы.
35-летняя Догузова - журналистка по образованию. Ее называют подругой Маргариты Симоньян и Тины Канделаки. Обе отреагировали на назначение Зарины Валерьевны почти под копирку. «Это очень круто. Умная, эффективная - с большой буквы Э», - написала Симоньян. «Зара крутая. Работяга, профессионал», - отозвалась Канделаки.
Сферой туризма Догузова ранее никогда не занималась, поэтому нельзя исключать, что определенную роль в ее назначении могли сыграть подруги. Всю эту женскую «агитбригаду» (плюс Мария Захарова) за глаза называют мушкетершами. Тина, Марго, Зарина и Маша - как Атосша, Портосша, Арамисша и Д’Артаньянша (или Д’Артаньянка - как главе МИД Лаврову больше нравится). Есть еще Ксюша (Собчак), но она в данной системе координат - скорее Миледи.
Между прочим, эта четверка во многом формирует мнение о России у потенциальных иностранных туристов. Человек, выбирая страну для путешествия, думает не только о красотах, достопримечательностях и вопросах безопасности. Он ориентируется на сформированный, подчас подсознательно, образ гостеприимства страны и оценивает ее благожелательность к гостям. В Северной Корее, например, тоже много интересного, но туристов там - единицы. Безапелляционный тон Захаровой и Симоньян если и не отпугивает гостей, то уж точно не формирует дружелюбный образ России.
Но вернемся к Догузовой. Когда полтора года назад решался вопрос, кто станет новым руководителем Ростуризма, 99 процентов участников рынка туриндустрии были уверены: эту должность получит Сергей Корнеев. Но, видимо, возможностей бывшего министра культуры Владимира Мединского и его заместителя Аллы Маниловой не хватило, чтобы поспособствовать назначению на эту должность профессионала. Ростуризм к тому времени уже был передан из ведения Минкульта в ведение Минэкономразвития.
Корнеев, проработав год с Догузовой в качестве зама, в итоге уехал в Петербург, на должность председателя городского Комитета по развитию туризма. А его место в Ростуризме недавно занял Григорий Прокуронов - человек с уникальной для туротрасли биографией: военное училище - Минюст - Минфин - мэрия Москвы - Госстрой - Росавтодор.
Изучаешь биографию никому не известной еще полтора года назад Догузовой, никому не известного еще месяц назад Прокуронова, и вспоминаешь историю с назначением Шеварднадзе на пост министра иностранных дел СССР. Вытащили в 1985 году из Тбилиси партработника, который никогда - никогда! - не занимался внешней политикой, и дали ему полномочия представлять мировую державу на международной арене. Только чтобы передвинуть Громыко. С кадров начинается развал. С кадров!
Имя Зарина переводится с древнеиранского как «золотоносящая». И вот руководитель Ростуризма отчитывается о том, что из-за закрытия границ Россия в этом году уже недополучила от въездного туризма 500 миллиардов рублей. На самом деле, уверены мы, - гораздо больше. Но главе ведомства нужно не пугающие цифры тиражировать, а думать, как в казну «золото принести».
А с этим - проблемы. Потому что настоящее золото - это идеи, а то, что выдает Догузова, - на уровне канала Тининого «Матч-ТВ», где пишут «ЛыжЫ» через две «Ы».
Из недавнего. Зарина Валерьевна заговорила о необходимости «перезагрузки» «Золотого кольца». Придуманному в советские времена маршруту по древним русским городам недавно исполнилось 50 лет. Что в нем можно «перезагрузить»? Догузова уверена: надо привлекать молодежь, открывать «модные улицы с барами». В общем, по улице Рубинштейна - в каждый город «Золотого кольца». Так и представляешь, как в Сергиевом Посаде, невдалеке от стен Троице-Сергиевой лавры, будут пьянствовать те самые «внутренние» туристы, дерущиеся за лежаки. Есть встречное предложение «перезагрузки»: а может, пустить автобусы по кольцу в другом направлении? Или вообще задом наперед? Чтобы совсем по молодежному было. «Модные улицы с барами» - это не идея, это - скудость идей.
А еще на официальном сайте Ростуризма появилось сообщение, что Догузова стала «первым руководителем федерального органа власти в России c личным аккаунтом в TikTok». Если кто не знает, пользователи TikTok - в основном дети от 7 до 14 лет. Скорее министру просвещения Сергею Кравцову стоит заводить аккаунт в этой соцсети. Потому что транслировать на детскую аудиторию красоты России, как это попытались сделать в Ростуризме, - вряд ли осмысленное времяпрепровождение.
А совсем недавно, в конце июля, Зарина Догузова побывала в Петербурге. И призвала туристов посетить в самом красивом городе Земли… новые общественные пространства. «В Петербурге непременно надо посетить «Севкабель Порт» и «Новую Голландию», - написала руководитель Ростуризма в своем «Инстаграме». Оставим в стороне вопрос, почему федеральный чиновник считает возможным столь беззастенчиво пиарить проекты банка «Санкт-Петербург» и Романа Абрамовича. Лучше процитируем финальный фрагмент инстаграм-поста Догузовой: «И конечно, я буду благодарна, если вы расскажете о своим любимых локациях и поделитесь рекомендациями». То есть руководитель Ростуризма предлагает публике рассказать ей о Петербурге. Что называется, приехали. Кто тут выступающий, а кто - слушатель?
По официальным данным Ростуризма, в благополучном 2019 году туризм принес стране всего 900 миллиардов рублей. Даже до триллиона дотянуть не смогли. Но если настроить туротрасль, как музыкальный инструмент, если реализовать идеи, которых нет у Догузовой, но очень много - у участников рынка, один только Петербург, о котором так поверхностно высказалась руководитель Ростуризма, может принести триллион, а в перспективе - и два триллиона «туристических» рублей в бюджет.
Поток иностранных туристов в Петербурге в 2019 году, если верить Смольному, составил 4,9 миллиона человек. А Париж привлек почти 22 миллиона гостей! В рейтинге 100 городов мира по визитам иностранцев Петербург по итогам года занял трагическое 56-е место.
Ничто не мешает «догнать и перегнать» Париж. 20 - 25 миллионов посещений в год - это не фантазия, это реальность ближайших двух - трех лет, если Ростуризм и городские власти сделают туризм главным приоритетом развития Петербурга. Общее количество турпоездок в мире оценивается в 1,5 миллиарда в год. Каждый город мира по-взрослому борется за часть этого пирога. И только мы рисуем примитивное «бирюзовое солнце», выдавая его за новый логотип Петербурга, и рассуждаем о том, что зимой будем привлекать иностранцев снегом. Оба проекта - «солнце» и «снег» - продвигал бывший председатель Комитета по развитию туризма Евгений Панкевич, занимавший эту должность два года. Два потерянных для города года!
Резкое увеличение въездного турпотока в Петербург и развитие инфраструктуры (отели, музеи, рестораны, транспорт) должны стать главной задачей города. На эту цель необходимо направить усилия всех чиновников.
«Интересант» неоднократно писал о необходимости сокращения числа вице-губернаторов и комитетов Смольного. И удивительно, что среди двенадцати заместителей Беглова есть кто угодно, но только не заместитель по туризму. Это выдает реальное отношение губернатора к этой сфере. Оно должно измениться.
Вокруг туризма необходимо выстраивать всю городскую экономику. Потому что после эпидемии именно туротрасль будет развиваться во всем мире колоссальными темпами. Туризм непосредственно связан с культурой, спортом и рекламной сферой - и, на наш взгляд, было бы правильно присоединить к Комитету по развитию туризма Петербурга комитеты по культуре, по спорту и по печати. Конечно, это столкнется с амбициями конкретных чиновников, но интересы будущего важнее, чем аппаратные дрязги.
Повторимся: взлет туристического сектора нужно начинать готовить уже сейчас, немедленно. Права на раскачку просто нет. Нужно рассматривать все возможности для привлечения туристов. Поездка в Петербург - это не обязательно посещение Эрмитажа. Необходимо развивать спортивный, медицинский туризм. Израиль и Куба на одном только медицинском туризме делают значительную часть своих бюджетов. Но ведь это не только вопрос качества медицинских услуг, а и вопрос пропаганды, которой у нас никто профессионально не занимается.
Увеличение количества иностранных гостей в Петербург с 5 до хотя бы 20 миллионов в год - это не просто цифра. За ней - финансовая возможность провести серьезнейшие изменения в транспорте, промышленности, культуре и - главное - образовании. Образование - важнейшая составляющая нашей жизни. Его Величество Учитель должен стать главнейшей фигурой в обществе. Вторая составляющая, которая должна измениться в городе и стране с развитием туризма, - это зарплаты. Развитие туризма - шанс вырвать «глубинный народ» из духовной и финансовой нищеты. И, может, тогда гости, устраивавшие возлияния в петербургском отеле, о которых мы рассказали в начале статьи, станут редким видом из «Красной книги».
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»