Врио Беглов сегодня оказался в подземелье. Вместе с большой «агитбригадой», состоящей из «правильных» журналистов, отслеживающих каждый чих временного губернатора Петербурга, он впервые посетил печально знаменитый Фрунзенский радиус Петербургского метрополитена.
Три станции фиолетовой ветки - «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» - не могут достроить несколько лет. За шесть месяцев пребывания Беглова в Смольном здесь тоже практически ничего не изменилось. Недавно срок сдачи участка был в очередной раз перенесен - теперь с 1 июля на 31 августа. Понятно, что к губернаторским выборам эти станции надо открыть кровь из носу, но это почти невозможно: ни времени, ни сил не хватит. Даже сейчас вместо полутора тысяч метростроевцев здесь работают только 650.
Однако Беглов, как оказалось, думает не только о Фрунзенском радиусе - он фантазирует о глобальном будущем всего метрополитена. И это очень увлекательно.
Врио губернатора сегодня рассказал о том, что к 2032 году в Петербурге появятся 29 новых станций метро. При этом, по его словам, на их строительство будет каждый год выделяться 30 миллиардов рублей.
Таким образом, за 13 лет на развитие Петербургского метрополитена планируется потратить 390 миллиардов.
Оставим за скобками самонадеянность Беглова: 2032 год придется на его теоретический третий срок, хотя он еще и на первый срок не избран. И вообще, буквально вчера врио в который уже раз повторил, что говорить о его участии в сентябрьских выборах по-прежнему рано.
Но все-таки отметим на полях: ни один петербургский градоначальник не пребывал в этой должности 13 лет. Максимум был у Валентины Матвиенко - она отработала восемь. Впрочем, может, Беглов отчего-то решил, что будет сидеть в Смольном пожизненно?
Не станем брать в расчет и возможные негативные сценарии развития российской экономики. Хотя понятно, что 30 миллиардов сейчас и 30 миллиардов через тринадцать лет - это, как говорится, две большие разницы.
Отложим в сторону вопрос, откуда возьмутся лишние 30 миллиардов в год в бюджете Петербурга, - ведь никакой внятной программы развития города Беглов до сих пор не предложил. Наверное, эти деньги приедут из Москвы, а может, свалятся с неба. Всё это не так важно.
Гораздо важнее другое: реально ли вообще за 390 миллиардов рублей построить 29 станций метро?
Давайте посчитаем.
Согласно данным, которые еще в 2015 году были озвучены на заседании Городского штаба по строительству метро (в нем принимали участие руководители КРТИ, ГУП «Петербургский метрополитен», ОАО «Метрострой» и проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс»), средняя стоимость проходки одного километра линии метро в Петербурге составляет 7,028 миллиарда рублей. Примерно сопоставимые цифры - в Москве и Казани.
Цифра номер два. Средняя длина перегонов между существующими станциями Петербургского метрополитена - 1,8 километра. Но на новых ветках она значительно больше. Так, общая длина двух перегонов между станциями «Приморская» - «Новокрестовская» и «Новокрестовская» - «Беговая», сданными в 2018 году, - 5,1 километра. Это в среднем 2,55 километра на каждый перегон.
Но возьмем за среднее длину перегона между проектируемыми станциями 2 километра. Она вполне реалистична. Тогда при умножении 7,028 млрд на 2 км и далее на 29 станций получится 407,6 млрд рублей. Мы понимаем, что это весьма грубый расчет, не учитывающий, что за конечными станциями никаких перегонов нет. По предварительным данным, из 29 станций конечными могут стать три. Таким образом, минимальная сумма прокладки тоннелей должна составить в нынешних ценах 365,4 миллиарда рублей.
Вроде бы остаются еще 24,6 миллиарда. Однако если будет строиться северная хорда кольцевой линии (а она обозначена в планах), тоннели дважды пройдут под водой - это всегда намного дороже, чем обычная проходка.
И главное: вышеназванная сумма - это только непосредственно тоннели, а есть еще наклонные ходы, есть вестибюли - наружные (их надо строить) и внутренние, есть эскалаторы (их надо покупать и устанавливать), есть отделка, есть инфраструктура. Закупка и установка одних только эскалаторов для 29 станций обойдется примерно в 500 - 600 миллионов на каждую (в общей сложности это 14,5 - 17,4 миллиарда рублей). Абсолютно очевидно: денег не хватит. В 390 миллиардов, о которых говорит Беглов, уложиться не получится.
Значит ли это, что временный губернатор что-то напутал с арифметикой? Как ни странно, - совершенно необязательно!
Дело в том, что еще в декабре 2018 года были оглашены планы по строительству семи новых вестибюлей для существующих станций петербургского метро. На карте города в перспективе должны появиться «Василеостровская-2», «Балтийская-2», «Приморская-2», «Пионерская-2», «Проспект Просвещения-2», «Проспект Большевиков-2» и «Горный институт-2» (правда, в последнем случае еще и «Горный-1» не достроен). Часть из этих «вторых станций» будет завязана на кольцевую линию, часть - просто ни с того ни с сего обзаведется вторыми вестибюлями.
Если мы правильно понимаем, в этом и есть хитрость Смольного. Вы хотели новые станции, дорогие петербуржцы? Так вот же они! Добро пожаловать на «Пионерскую-2»! А главное, ни тоннелей новых строить не надо, ни недостающие миллиарды искать. Всё просто: ставим эскалаторы, возводим новый вестибюль, берем ножницы и разрезаем красную ленточку.
Семь новых станций - как с куста. А сколько пиара можно на этом сделать! А как перед Москвой торжественно отчитаться Другое дело, можно ли это будет назвать развитием петербургского метро?
И финальный вопрос: а 29 станций за тринадцать лет - это много или мало?
В Москве, например, только за 2018 год построено 17 новых станций. А в ближайшие пять лет - до 2024 года - планируется открыть еще 50. При этом значительная часть этих станций уже строится.
А в Петербурге все планы - лишь на бумаге. Да и планами их, по большому счету, назвать нельзя - это, скорее, фантазии о метро.
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фото Интерпресс