Протесты, пикеты, резкие заявления. Такую реакцию вызвало открытие в петербургском Музее Российской Академии художеств выставки Евгении Васильевой - бывшей чиновницы Минобороны, отбывшей наказание за мошенничество. «Это - плевок в лицо всем честным людям», - дружно определили смысл экспозиции пользователи соцсетей. «Это - выставка победившей коррупции», - провозгласили приговор СМИ. «Это - безобразие, - возмутился ректор «Академии художеств» (бывший Институт им. Репина) Семен Михайловский и сравнил случившееся с «введением коня в Сенат» (странные ассоциации, честно говоря). А студенты и сотрудники академии, требуя закрыть выставку, провели акцию протеста, подняв вместо плакатов портреты знаменитых живописцев.
Удивительно, что этот скандал разразился именно в Петербурге - культурной столице России и европейском городе, в то время как многочисленные экспозиции Евгении Васильевой, проходившие в прежние годы в государственных музеях Москвы, Екатеринбурга, Казани, а также в Италии, Франции и Израиле, не вызвали такого гнева. И хотя в нынешних российских реалиях цензура уже не воспринимается как нечто экстраординарное (власть и различные «общественники» в штатском постоянно запрещают или пытаются запретить в информационном пространстве всё, что шевелится), с требованием цензуры живописи мы, кажется, столкнулись впервые.
Вопрос ведь ставится не только и не столько о художественной ценности работ Васильевой, творящей под псевдонимом EVA, а о том, имеет ли она вообще право рисовать. Осужденная экс-чиновница взяла в руки кисть и краски - да разве можно такое позволять?!
Между тем суд не выносил решения о том, что Евгения Васильева не может заниматься творчеством. Если бы в приговоре было записано: «запретить подсудимой рисовать картины в течение 20 лет», тогда ее выставка была бы незаконной. Но пока что незаконными выглядят как раз требования о закрытии выставки.
В этой истории есть нюанс, ускользнувший от внимания публики. Музей Российской Академии художеств - федеральное учреждение, независимое от бывшего Института им. Репина. И соответственно, директор музея Алексей Мудров не находится в подчинении у ректора Семена Михайловского. Он - самостоятельная фигура. К тому же некоторое время Мудров возглавлял один из департаментов Министерства культуры, имеет связи в Москве. А еще он приходится сыном директору ГМП «Исаакиевский собор» Юрию Мудрову, также не последнему человеку в сфере искусства.
Не является секретом и ревностное, если верить рассказам, отношение Михайловского к руководству Российской Академии художеств - легендарному президенту РАХ Зурабу Церетели и его известному и влиятельному внуку - вице-президенту РАХ Василию Церетели. Институт имени Репина не случайно долго пытались переименовать в «Академию художеств имени Репина», и в итоге это даже удалось. А Васильева - не просто художница, но еще и с 2020 года - почетный член Российской Академии художеств. Можно только представить глубину ректорских переживаний по этому поводу.
И вот имеется большое подозрение, что за скандалом вокруг выставки Васильевой может скрываться накат на Мудрова-младшего и ревность к семейству Церетели. Семен Ильич - человек уважаемый, но разве нужен ему потенциальный конкурент на руководящее кресло? Да еще и художница с мандатом от РАХ?
Конечно, это только версия, но слишком уж организованно выступили студенты и преподаватели бывшего Института имени Репина против выставки, санкционированной Мудровым. И ректор, заявивший журналистам, что место «таким творениям» - в галерее «Свиное рыло», тоже беспрецедентно активен. Кони, свиньи, кадровая конкуренция - всё смешалось в здании на Университетской набережной.
Васильевой скандал, безусловно, в радость. Как чуткая пиарщица с погашенной судимостью и как женщина, сумевшая стать музой не абы для кого, а для министра обороны Анатолия Сердюкова, она понимает: чем больше шума - тем больше будущий гонорар. И сама умело подогревает интерес, подбрасывает дровишек в пламя разгоревшейся ненависти. Сегодня она публично поблагодарила Мудрова-младшего «за оказанную честь» и назвала его «дорогим». Такая почва для новых конспирологических теорий! А еще заявила, что многих великих художников тоже не признавали при жизни. Иными словами, причислила себя к лику живописцев-мучеников.
Это, конечно, неприличное преувеличение. На мученицу Васильева точно не похожа. Но, на наш взгляд, крайне важно то, что человек, оказавшийся в сложнейшей жизненной ситуации (обыск - обвинение - домашний арест - следствие - суд - колония, в которой экс-чиновница провела всего 34 дня, но в то же время - целых 34 дня), сумел начать вторую - творческую - жизнь.
Она не попыталась вновь протиснуться в бюрократическую систему. Она выбрала другой путь. И это лучшее, что могло произойти с таким персонажем, как Евгения Васильева.
Вот Анатолий Сердюков, у которого она была советником и личной звездой, все последние годы находится в орбите «Ростеха», с 2019-го возглавляет совет директоров «Объединенной авиастроительной корпорации». Как раз сегодня стало известно, что на этом посту его сменит Сергей Чемезов, но можно не сомневаться: «новую зарплату» Анатолию Эдуардовичу обязательно найдут.
И это - судьба? Это - состоявшаяся жизнь? Карьера, и больше ничего. А может, в Сердюкове, который начинал карьеру в Ленмебельторге, пропадает дизайнер диванов или шкафов? Вы зря смеетесь, никто не знает, кем бы мог стать этот человек, если бы пошел другим путем.
Не так давно «Интересант» писал, что губернатор Петербурга Александр Беглов, у которого Евгения Васильева, согласно ее биографии, работала советником на общественных началах в 2009 году, когда он занимал должность заместителя руководителя администрации президента, нарисовал домик, из которого идет дым. А до этого он сыграл на барабанах и талантливо выступил в кукольном театре. Может, и в Александре Дмитриевиче пропадает творческий дар? Вот работает он себе губернатором, а вдруг его призвание - совсем другое? Вдруг он мечтает стоять с мольбертом на набережной Невы? Или выходить на сцену БДТ или Александринки?
Васильева реализовала - точнее, реализует - свою мечту. И ее картины, что бы о них ни говорили, - ценны особым женским видением. Она рисует Ленина с ярко-голубыми глазами - и это интересно. Потому что даже современники не могли определиться в цвете глаз Ильича: называли их серыми, карими и даже каштановыми. А женщина взяла в руки краски и сделала Ленина голубоглазым.
А Алексей Венедиктов с «Эха Москвы» получился у нее с кроваво-пунцовым лицом и взъерошенными волосами, похожими то ли на змей, то ли на червяков. И он не обиделся, не обработал Васильеву своим язвительным язычком. Потому что на художника не обижаются. Как раз художника каждый обидеть может.
Пусть рисует. Это лучше, правильнее, искреннее, чем сидеть в «Оборонсервисе», ОАК, в Смольном. Или, к примеру, в Роскосмосе. Дмитрий Рогозин там явно страдает. Многочисленные песни и стихи, которые выходят из-под его пера и публикуются на официальном сайте госкорпорации, - это же просто крик о помощи! Человеку хочется творчества, но вырваться из чиновничьего круга невозможно.
Это вообще удается единицам. Кто-то оказывается сильным, цельным человеком и самостоятельно отказывается от причастности к ордену власти. Кто-то, как Евгения Васильева, обретает свободу от бюрократии через испытания. И парадокс заключается в том, что вот эта экс-чиновница, экс-коррупционерка и экс-муза министра обороны свободнее тех, кто подвергает ее сейчас остракизму.
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»