Сегодня стало известно, что «Аэрофлот» в очередной раз обманул пассажиров. Причём по отработанной еще год назад схеме: продажа билетов на рейсы в закрытую для полетов страну, отмена этих рейсов за 1-2 дня до вылета и - превращение уплаченных пассажирами денег в «бонусы», «депозиты», «ваучеры», в общем - в «тыкву».
Правда, в этот раз дополнительную негативную роль, похоже, сыграла политика. Дело в том, что пострадали пассажиры, планировавшие лететь в Болгарию - страну, с которой у России в последние дни резко обострились дипотношения.
Рейс «Аэрофлота» в Бургас, первый после «коронавирусной» приостановки полетов, должен был состояться в субботу, 1 мая. По данным «Интересанта», были проданы билеты на все места.
Но сегодня, 29 апреля, за два дня до вылета, «Аэрофлот» уведомил пассажиров, что рейс отменяется. SMS-сообщения поступили в пять утра, но ничего удивительного в этом нет: «Аэрофлот» не спит - так почему должны спать его клиенты? Таков привычный стиль работы главной государственной авиакомпании страны.
В ответ на недоуменные вопросы и возмущения по поводу отмены рейса операторы «горячей линии» «Аэрофлота» объяснили, что «Оперативный штаб, к сожалению, не разрешил возобновить полеты в Болгарию». София открыла границы, а Москва - нет. Якобы ожидалось, что авиасообщение будет восстановлено с 1 мая, но - увы.
На самом деле это, конечно, отговорки. Еще в начале этой недели информагентства сообщали, что вице-премьер Татьяна Голикова поручила Росавиации и Роспотребнадзору к 11 мая «оценить возможности возобновления рейсов» в несколько европейских стран, в числе которых и Болгария. К 11 мая, а не к 1-му!
Таким образом, руководство «Аэрофлота» должно было понимать, что первомайский рейс в Бургас точно не состоится. И тем не менее продолжало собирать с людей деньги и сбывать билеты, больше похожие на фантики.
А самое возмутительное, что операторы «горячей линии» сегодня предлагают пассажирам, требующим возврата денег, вылететь в тот же день, 1 мая, или на день раньше - 30 апреля, но только не в Бургас, а в Белград. В ответ на возражения, что это - другая страна, звучит нечто удивительное. «Так там же близко! Сможете сами добраться!». Близко - это 620 километров по прямой и - государственная граница между Сербией и Болгарией.
Но важно не только это. Сам факт, что с отмененных рейсов в неожиданно ставшую потенциально «недружественной» Болгарию государственная авиакомпания «пересаживает» пассажиров на рейсы в «братскую Сербию», наводит на мысли, что политика в творящемся произволе играет все-таки не последнюю роль.
Нюанс еще и в том, что пассажиры, взявшие билеты на первый прямой рейс в Болгарию, в абсолютном большинстве своем летели туда по делам, по бизнесу, а не на отдых (на Черном море еще не сезон). И может быть, среднестатистическому туристу всё равно, где пить вино - в Белграде или Бургасе, но бизнесмену нужно быть там, куда взят билет.
Авиационный развод, которым промышляет «Аэрофлот», как в прошлые разы, так и сейчас, остается безнаказанным. Более того, государство подобную схему отъема денег у населения горячо поддерживает - под предлогом того, что авиакомпании якобы очень пострадали в пандемию.
О том, как обстоят дела на самом деле, можно судить по декларации о доходах бывшего главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, ныне - министра транспорта РФ. За 2020 год, когда авиакомпания показала колоссальные убытки, ее руководитель отчитался о доходе в 359 миллионов рублей и горделиво вписал в декларацию роскошный «Бентли».
Не сомневаемся, что новый глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов тоже отчитается - по итогам уже 2021 года - о больших финансовых успехах. Ведь пассажиры, которые никуда в итоге не улетят, несут и продолжают нести «Аэрофлоту» деньги.
Кстати, инцидент с назначением и последующей отменой рейсов в закрытую Болгарию - далеко не единственный. На этой неделе громким скандалом обернулась попытка «Уральских авиалиний» отправить первый за долгое время рейс в Черногорию (тоже, кстати, почти отнесенную к категории «недружественных» - впрочем, друзей у нашего МИДа, кроме КНДР, скоро вообще, вероятно, не останется).
Рейс в Тиват был отменен в последний момент. Пассажиры уже находились в аэропорту, а часть из них даже успела пройти паспортный контроль. Перевозчик объяснил, что разрешение правительства на полеты в Черногорию так и не было подписано - наверное, «Уральские авиалинии» ждали, что его подвезут прямо к борту?
Пострадавшим пассажирам пообещали вернуть деньги. Но важно отметить, что проверку по данному случаю проводит Свердловская транспортная прокуратура. Если будет подтвержден факт нарушения законодательства о защите прав потребителей, к авиакомпании применят финансовые санкции.
Впрочем, «Уральские авиалинии» - компания частная. С ней можно так себя вести. В «Аэрофлот» прокуратура вряд ли зайдет, это - «территория государства». Хотя работы для проверяющих в связи с назначением и последующей отменой рейсов в Болгарию там бы хватило.
Ведь фактически речь идет о беспроцентном кредитовании «Аэрофлота» со стороны пассажиров. Причем без согласия последних! Неизвестно, что происходит с этими финансовыми средствами. Не прокручиваются ли они на валютном рынке? Или с помощью депозитов? Ответа на этот вопрос сейчас нет, но, согласитесь, вряд ли имеет смысл повторять одну и ту же схему «назначение заранее неисполнимого рейса - сбор денег - отмена рейса» без какой-то весомой причины. Не пора ли надзорным органам ее поискать?
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»