В конце 2017 года в Петербурге должны были появиться две новые пешеходные зоны - на участке Большой Морской улицы от Невского проспекта до Арки Главного Штаба и на протяжении всей 1-й Советской улицы. Однако обе так и не обрели законченный вид. Общественники, которые годом ранее выступили с соответствующей инициативой, говорят: проект провален. И обвиняют Смольный в неумении и нежелании заниматься благоустройством города.
Большая Морская помойка
После того как в конце 90-х была с успехом превращена в пешеходную Малая Садовая улица, других подобных проектов в Петербурге не реализовывали. И вот в 2016-м было решено зачистить от машин маленький, но очень важный участок Большой Морской улицы - ее парадную часть ведущую к Арке Главного Штаба.
Осенью 2017-го там закипела работа. Финансирование взял на себя «Газпром», а подрядчиком стало ПО «Возрождение». С тротуаров демонтировали старый гранит, а поверх асфальта положили новые плиты. Получились большие концентрические круги, символизирующие анфилады Зимнего дворца. Вокруг установили гранитные скамейки, в центре поставили фонтан из гранитной плиты с инкрустированным изображением картушки морского компаса. Вода в нем так и не появилась, но это неудивительно - ждут настоящего весеннего тепла.
По замыслу архитекторов - а победителем конкурса стал проект мастерской «АМ-ТРИ» и бюро «Хвоя» - на Большой Морской должен был получиться аванзал Эрмитажа. По данным «Интересанта», больше всего проблем у «Возрождения» возникло с фонтаном - в «Водоканале» вокруг него кипели настоящие страсти. Обнаружились сложности с подведением к нему воды, а уж согласование и вовсе затянулось. В итоге новую пешеходную зону решили торжественно не открывать. Впрочем, наверняка это сделают совсем скоро - в апреле или мае.
Однако что же горожане видят сегодня? Активисты общественного движения «Центральный район - за комфортную среду обитания» недавно подвели итоги того, как был реализован данный проект.
«Скамьи из холодного гранита, внутри отверстия, которые превращены в урны, - пишут резюмировали они на своей странице в соцсети. - Сами же урны стоят вдалеке рядом с домами. Вроде все просто и лаконично, но совершенно непродуманно. Одну из скамеек уже загадили голуби, которых местные бизнесмены дают молодоженам напрокат. Что уж говорить о выбоинах в плитке, шатающихся гранитных плитах и других недочетах?»
Первая Советская парковка
Еще более странная ситуация сложилась на 1-й Советской улице, которая пока еще официально не стала Рождественской. Она является частично пешеходной еще в перестроечные времена (здесь сначала поставили ларьки, а потом открыли ярмарку). Однако за ее принципиальную реконструкцию и благоустройство Смольный решил взяться лишь в 2017 году - занялось этим также ПО «Возрождение».
Всю осень 2017 года на 1-й Советской шли работы по укладке нового мощения. Были посажены деревья, а также установлены скамьи. Вроде даже не с гранитной поверхностью, как на Большой Морской. Так что на них благодаря специальным накладкам вполне можно посидеть.
Но довести архитектурную задумку до логического конца и здесь не смогли. Предполагалось, что главной изюминкой проекта станет бронзовый экипаж. Он был призван напомнить о том, что эта улица когда-то носила название Каретной. К 1 декабря 2017 года работы хотели завершить. Но воз, как говорится, и ныне там.
В центре улицы стоит не бронзовый экипаж, а лишь пьедестал от него. Скульптор Александр Добровольский, создававший памятник, до сих пор не знает, когда у него заберут его творение из мастерской. Он уже неоднократно жаловался в СМИ на заказчика. Почему-то его работу никто не хочет оплачивать. В итоге улица выглядит крайне неухоженной.
Статус так и не определен
Еще более странно выглядит то, что 1-я Советская до сих пор заставлена машинами. Активист общественного движения «Центральный район - за комфортную среду обитания» Ярослав Костров недавно направил ряд писем в разные инстанции и получил противоречащие друг другу ответа.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры администрации Санкт-Петербурга 19 февраля 2018 года сообщил ему, что 1-я Советская «является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения». То есть на ней разрешена стоянка машин. А вот объединение «Дормост» утверждает, что 1-я Советская входит в Перечень пешеходных территорий, утвержденный постановлением городского правительства и исключена из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
То есть получается, что городские чиновники вообще не в курсе, что у них происходит с пешеходными улицами и являются ли они таковыми. Кстати, на 1-й Советской машины уже сломали большое количество свежеизготовленных столбиков, призванных ограничить парковку.
Комитет по градостроительству и архитектуре еще в прошлом году подготовил целую «Концепцию программы пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов». У Смольного - большие планы в части создания в нашем городе новых променадов: пешеходные зоны хотят разместить на Большом проспекте Петроградской стороны, Кронверкском проспекте, набережной Карповки и набережной «Морского фасада».
Что это - желание пустить пыль в глаза, создать иллюзию бурной деятельности или привлечь побольше финансовых средств, пусть и из внебюджетных источников? Пока городским властям, увы, не удалось справиться даже с созданием двух пешеходных зон, над которыми общественники, архитекторы и проектировщики бились долгие годы. Что же будет с остальными?
Олеся ГОРДЕЕВА,
интернет-журнал «Интересант»