В последние дни средства массовой информации запестрели сообщениями о том, что в петербургских высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры, не платят зарплату. Среди вузов в том числе назывались Консерватория, Институт истории искусств и… Академия художеств. Министр культуры Мединский объяснил задержки выплат техническим сбоем, ректор «Академии художеств» Семен Михайловский выступил в прессе с заявлением, что, несмотря ни на что, преподаватели его вуза зарплату получают вовремя - им платят из средств «академии». И можно было бы только порадоваться за преподавательский состав, к которому так трепетно относится руководство вуза, если бы не одно но… У нас в городе нет Академии художеств.
Причем нет уже давно, лет сто. А учебное заведение, которое с 2010 года возглавляет господин Михайловский, называется Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. И ключевое слово здесь «при», потому что институтов у нас много, а Академия художеств - одна, она находится в Москве. Именно «при ней» и Институт имени Репина, и Московский художественный институт имени Сурикова, и еще целый ряд вузов, научно-исследовательских институтов и библиотек.
Хотя, конечно же, основана Академия художеств была в 1757 году в Петербурге - столица как-никак. Называлась она тогда Императорская Академия художеств и даже здание занимала то же самое, на Университетской набережной, где сейчас находится Институт имени Репина. Но начиная с 1893 года академия столько раз меняла название и статус, что сейчас вспоминать всю эту хронологию не имеет смысла. Главное, что в 1918 году постановлением Совета народных комиссаров Императорская академия в тогда уже Петрограде была упразднена. После чего опять началась чехарда с названиями и статусом, пока в 1944 году не появилось название, уже близкое к сегодняшнему, - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1947 году институт и получил статус «при» Академии художеств СССР, которая была в этом же году образована в Москве. С 1991 года это Российская академия художеств, с 1997-го ее возглавляет народный художник СССР Зураб Церетели. Институт имени Репина, хотя по-прежнему занимает историческое здание на Васильевском острове, все это время оставался «при». Что нисколько не умаляло его значимости. Вуз все годы своего существования выпускал художников, становившихся гордостью страны, здесь преподавали выдающиеся мастера. Так все продолжается и сегодня. Только, похоже, нынешнему руководству этого мало, имперские амбиции взыграли, надоело быть «при». Поэтому в прессе слово «академия» применительно к Институту Репина звучит все чаще, хотя это абсолютно некорректно.
Одними словами дело не ограничивается. В 2015 году, когда институт перешел в ведение Министерства культуры, на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ прозвучало предложение о реорганизации института, предусматривающей объединение ныне существующих в здании на Университетской набережной как отдельные юридические лица вуза, научно-исследовательского музея и библиотеки. Новая, «объединенная» структура, согласно этой задумке, должна будет носить гордое название «Санкт-Петербургская академия художеств».
Учитывая тягу нашего Министерства культуры к объединению всего и всех - от театров до библиотек, идея была выдвинута очень вовремя. Только вот никто, и ректор Михайловский в том числе, не смог четко объяснить ее целесообразность, апеллируя в основном к исторической справедливости. Хотя исторически никакой «Санкт-Петербургской академии художеств» никогда не было, была в Петербурге столица, был император - была Императорская. И если уж на то пошло, то по уставу Императорской академии ее президентом мог быть только человек царской крови…
Поэтому закономерно неприятие этой идеи теми коллективами, которые «коллективизаторы» хотят взять под свое крыло. Так, представители Научно-исследовательского музея, в котором не только хранятся учебные работы знаменитых художников, но и к которому относятся филиалы, находящиеся далеко за пределами здания на набережной, - например, Музей-квартира Репина, Музей-квартира Бродского, - обратились к президенту и министру культуры с петицией, в которой, в частности, заявили: «Для учебного заведения характерно практическое, «потребительское» отношение к художественным коллекциям, часто ведущее к невозможности обеспечения их сохранности и трагическим утратам».
Скандал вышел на федеральный уровень. Вокруг того, кому быть хозяином музея, развернулась целая война. «Коллективизаторы» проталкивают своего человека - искусствоведа Юрия Мудрова, ранее работавшего в музее-заповеднике «Павловск». Другая группировка - искусствоведа Марию Васильеву (хорошо, что не Евгению Васильеву, ту, что проходила по делу «Оборонсервиса» и одним боком, как известно, была близка к Сердюкову, а другим - к высокому искусству - писала стихи и картины). Есть и другие кандидатуры. Приличные, культурные люди переругались между собой в пух и прах. И конечно, вся эта возня, возникшая исключительно из идеи объединения юридических лиц, никому не делает чести.
В штыки восприняли план объединения и в библиотеке. Там пока нет боевых действий, как в случае с музеем, но из искры обид скоро возгорится пламя протеста.
В общем, слишком много по поводу создания «Санкт-Петербургской академии художеств» возникает вопросов - и финансовых, и юридических, и технических, и морально-этических. Ответов, как они будут решаться, инициаторы идеи дать не могут. И пока всё это больше напоминает сказку Пушкина, ту самую, где старуха не хотела быть «столбовою дворянкой», а хотела быть «владычицей морскою». Чем сказка закончилось, знают даже дети.
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»
P.S. Чиновники Министерства культуры, включая высшее руководство, - в курсе скандала, разгоревшегося вокруг Института имени Репина. Но оперативно прокомментировать его для «Интересанта» не смогли. Мы продолжаем ожидать комментарий первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова - при его поступлении он будет незамедлительно опубликован.