Один из самых амбициозных проектов нынешней команды Смольного - частная трамвайная линия, первый участок которой планировалось запустить в Красногвардейском районе Петербурга 1 сентября, проваливается. Понятно, что сроки выдержаны не будут: практически никаких работ на месте не ведется.
При этом старые рельсы сняты, отменены три ключевых трамвайных маршрута, перекопано несколько улиц, созданы искусственные пробки в районе Ржевки-Пороховых. По оценкам экспертов, транспортные проблемы будут решены в лучшем случае к следующей весне, и это катастрофа - ведь в марте президентские выборы, а тут - целый район недовольных, около 200 тысяч человек.
Так происходит, когда за дело берутся люди без головы. В Комитете по транспорту должны были просчитать все социальные последствия решения о передаче путей и маршрутов частникам. Следить за подрядчиками. Контролировать ход выполнения работ. Но, похоже, всё было пущено на самотек.
Изначально проект частного трамвая связывали с именами двух олигархов - Юрия Ковальчука (АКБ «Россия») и Александра Вахмистрова («Группа ЛСР»). Структуры Ковальчука от проекта своевременно отошли. А в июне и Вахмистров покинул «Группу ЛСР» - теперь он работает в банке «Санкт-Петербург». Одной из причин увольнения называют как раз провал строительства трамвайной линии на Ржевке, хотя неизвестно, так ли это на самом деле. Хотя, действительно, переход с руководящей должности в крупнейшей строительной компании страны на пост советника председателя правления регионального банка - это падение даже не на несколько ступенек, а на несколько этажей.
Работы по возведению новой трамвайной инфраструктуры на Ржевке должны были начаться еще осенью 2016-го. Однако сначала Смольный по традиции тянул с согласованиями (любые вопросы в администрации Полтавченко всегда решаются черепашьими темпами), потом ЛСР привлекла к стройке проблемного подрядчика - компанию МС-20СХ, ранее уже завалившую реконструкцию Богатырского проспекта. К зиме был перекопан и закрыт для движения автотранспорта проспект Наставников - одна из ключевых магистралей Красногвардейского района, но никакие работы в течение шести месяцев там не велись. В начале июня был осуществлен демонтаж рельсов на проспекте Косыгина. И снова - никакой работы. 1 сентября должен быть восстановлен короткий, но важный трамвайный маршрут № 8 (от станции метро «Ладожская», по проспектам Косыгина и Наставников до Хасанской улицы). Но уже очевидно: он запущен не будет.
Поняв, что МС-20СХ не справляется с заданным объемом работ, «Группа ЛСР» привлекла дополнительных подрядчиков. Однако к настоящему времени на большинстве участков будущей трамвайной ветки сделаны только раскопки. До укладки рельсов строителям как до Луны. Завезены и вывалены на проезжую часть десятки тонн песка. Вырыты огромные котлованы. Такое впечатление, что структура, где раньше трудился Вахмистров, не трамвайные пути строит, а нефть на Ржевке ищет.
Жители Красногвардейского района испытывают колоссальные неудобства. Пробки каждый день - 8 - 9 баллов. Утром и вечером полностью стоят две главные магистрали района - Индустриальный проспект и проспект Косыгина. Подрядчики совершенно не заботятся о пешеходах, переходы перекопанных дорог не оборудованы должным образом, всюду - грязь.
Транспортная вакханалия, которую устроили строители частной трамвайной линии с молчаливого согласия городских властей, вызывает недоумение у жителей района. Зачем было рушить существующую трамвайную сеть? Сколько еще здесь будут «искать нефть»? И самое главное - ради чего всё это?
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
интернет-журнал «Интересант»
О том, как движется строительство первой частной трамвайной линии в Петербурге, можно судить по фотографиям агентства «Интерпресс», сделанным на днях в Красногвардейском районе