Двадцать шестой фестиваль «Звезды белых ночей» Мариинский театр открыл новой постановкой оперы Верди «Фальстаф». Премьерный состав вызывал вопросы у «опероманов». Но, вопреки всем сомнениям, спектакль был принят публикой восторженно.
С конца мая и до начала августа в Мариинском театре - самая горячая пора. Музыкальная империя Валерия Гергиева работает в предельно напряженном режиме, концентрируя в эти два месяца премьеры, лучшие постановки прошлых лет и выступления звезд - как собственных, так и блистающих на международных площадках.
Начало нынешних «Звезд белых ночей» выглядело в афише загадочно. Вердиевский «Фальстаф» не входит в число опер, арии из которых остаются в памяти слушателей. Режиссер Андрея Де Роза известен петербуржцам по переносу на сцену Мариинского итальянской постановки «Симона Бокканегра» - добротной, но не более. Заявленный состав исполнителей на премьерный вечер также интриговал. Поклонники жанра, конечно, оценили присутствие в нем Татьяны Сержан. Но в главной партии все предвосхищали появление одного из «золотых» мариинских баритонов - Владислава Сулимского или Романа Бурденко. Объявленный же в итоге вовсе не баритон, а бас Вадим Кравец спутал знатокам все карты.
Уже в антракте от некоторой настороженности не осталось и следа. Солисты Мариинского театра демонстрировали высокий класс с самого первого появления - никакой досадной болезни «распевания». А Вадим Кравец, похоже, отыграл свой звездный спектакль, великолепно вжившись в образ распутного, но чрезвычайно обаятельного толстяка.
Когда речь идет о «Фальстафе», следует уделить особое внимание особенностям музыкального текста произведения. Последняя опера Верди, которую тот написал в восьмидесятилетнем (!) возрасте, пользуется популярностью скорее у знатоков и тонких ценителей, которые в состоянии отдать должное мастерству композитора, выступившего в роли декоратора, чем у массовой публики. Как уже было сказано, что-то напеть из «Фальстафа» у среднестатистического театрала не получится. Звездных арий в этой опере не найти. Зато - роскошное разнообразие ансамблей, музыкальных акцентов и замысловатых акустических решений.
Вот когда оркестру Валерия Гергиева пришлось потрудиться с особым тщанием. Мощное полифоническое звучание сменялось сольными вступлениями музыкантов, задающими характер той или иной сцены. Либретто изобилует множественными диалогами с весьма острыми репликами - и музыка следует за отрывистыми нелестными характеристиками в адрес главного героя. Чрезвычайно богата звуковая картина последнего акта: от свербящих и «квакающих» звуков во время физического воздаяния посрамленному Фальстафу до мощнейших финальных аккордов.
Исполнителям главных партий пришлось уделить особое внимание актерской стороне дела. Опера-то комическая. Значит, только лишь отменным вокалом здесь не обойтись. Стоит отметить, что мужские персонажи получились на редкость живыми, но виндзорские проказницы их превзошли по всем статьям. Великолепный квартет хитроумных дам составили Татьяна Сержан (Алиса Форд), Анна Кикнадзе (миссис Квикли), Анна Денисова (Наннета) и Екатерина Сергеева (Мэг Пейдж). Безукоризненная Татьяна Сержан с видимым удовольствием покинула ареал трагических героинь, вызывая бурю аплодисментов поклонников. Но самую настоящую комедию выдала Анна Кикнадзе в роли коварной сводни, которая подставляла беднягу Фальстафа как могла. С такими актерскими способностями госпожа Кикнадзе может не только с успехом петь в опере, но и сниматься в кино, и даже выступать с репризами в цирке.
Что касается мужских партий, то несколько привычный, но все равно красивый голос Ильи Селиванова был очень кстати для романтического героя - влюбленного Фентона. Ефим Завальный в образе Форда прозвучал именно так, как должен звучать потенциально рогатый супруг: никаких особых красот, зато зашкаливающая характерность. Гораздо больше красок дано партии Фальстафа, каковые и продемонстрировал Вадим Кравец. Жанр комической оперы предъявляет свои требования: и Завальному, и Кравцу пришлось по ходу действия срываться в фальцет.
И всё равно не уйти от ансамблей - без них в сочинениях Верди никуда. В «Фальстафе» они есть, их несколько, но один - особенный. Это нонет коварных проказниц и разгневанных мужчин. Девять исполнителей, звучащих в унисон, - картина восхитительная. «Огромный Фальстаф» - не только реплика из либретто. В музыкальном смысле новый спектакль Мариинского театра действительно превзошел обыденные границы.
Режиссура и сценография премьеры вторичны по отношению к музыке. И это, по большому счету, правильно. Противники режиссерской оперы могут вздохнуть свободно: зажмуривать глаза на «Фальстафе» не придется. Андреа Де Роза и его итальянская команда не заставили главного героя принимать ванну, а после умереть, как это случилось в предыдущей и неоднозначной постановке, которую на сцене Мариинского осуществил в 2006 году Кирилл Серебренников. Просьба не воспринимать эту оценку как догму: режиссерское видение классических оперных сюжетов очень часто привносит жизнь в становящийся архаичным жанр. Но иногда и «чистая» опера без закидонов - это тоже очень хорошо. Из всех вольностей режиссер позволил себе разве что светящиеся маски у эльфов и прочей нечисти. Финальная сцена в Виндзорском парке сумрачна, что логично, когда речь идет о призраках и видениях. Сцены же, происходящие в таверне «Подвязка», могли быть поярче и более соответствовать жанру комедии. Впрочем, это дело вкуса.
В общем, фестиваль «Звезды белых ночей» можно поздравить с хорошим зачином. Среди предстоящих петербуржцам музыкальных событий - «Отелло» с Владимиром Галузиным, Владиславом Сулимским и Михаилом Петренко, «Мазепа» с Владиславом Сулимским и Сергеем Семишкуром, «Снегурочка» с Аидой Гарифуллиной, «Аттила» с Татьяной Сержан и Ильдаром Абдразаковым, концертное исполнение «Лючии ди Ламмермур» с Альбиной Шагимурадовой, премьера «Царской невесты», а также выступления Пласидо Доминго в «Травиате» и Анны Нетребко в «Макбете». «Интересант» расскажет о самых интересных спектаклях очередного летнего марафона Мариинского театра.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра. Автор фото - Валентин Барановский