Вчера в Санкт-Петербурге прошел финал ежегодной театральной премии «Золотой софит». Нынешний «Софит» уже 22-й, и каждый год история повторяется: начинаются стоны из серии «а судьи кто» и рассуждения на тему, как надо правильно выбирать номинантов и лауреатов. На следующий год все начинается сначала. Тем не менее премия существует уже третье десятилетие, и пусть хоть для кого-то она будет праздником. Потому что в наше время служить в театре - а там именно служат - это практически подвиг. Зарплаты у большинства артистов такие, что, как и в 90-е, в свободное от «служения» время они таксуют.
Две звезды - две грустных повести?
И все же нынешний «Золотой софит» удивил. Причем неоднократно. Сначала смелым новшеством - со вчерашнего дня у нас в городе существует своя Аллея звезд. Располагается она рядом с ТЮЗом, где в последние годы проходит церемония вручения премии, и пока на ней лишь две звезды: Бориса Эйфмана и Льва Додина. Интересна тенденция: и Театр балета Эйфмана, и МДТ - Театр Европы, которым руководит Лев Додин, уже много лет живут обещаниями - получить свои здания. И эти долгострои уже побили рекорд зенитовского стадиона. Только почему-то вопрос стадиона волнует всех, а вопрос постройки театров как-то замалчивается. И действительно, что нам какая-то «культурка». Вот считает футболист Кокорин, что «Муму» написал Лермонтов, и прекрасно себя чувствует - пьет шампанское в Монте-Карло. А сходил бы, например, в МДТ, где уже не одно десятилетие идет спектакль «Муму», глядишь, и узнал бы, кто написал произведение. Так что, может, пора уже и театры строить, а не только стадион? Но, видимо, пока как компенсацию за долгострой и Эйфман, и Додин получили именные звезды. А заодно и по «Золотому софиту» в номинации «За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».
В связи со всем этим Борис Эйфман сказал, что «жизнь удалась, но страшно оттого, сколько еще надо сделать, в том числе театр построить». То есть никак он еще не может оставить мысль войти в собственное здание. Лев Додин про свой долгострой не вспоминал, зато вспомнил практически всех своих учителей поименно. И сказал, что хоть театр и называют «клубком единомышленников» и прочими нелестными словами, по сравнению с другими организациями театр - это просто «счастливый детский сад». В этих рамках и прошла церемония, которую вели Сергей Мигицко и Сергей Паршин под музыкальное сопровождение симфонического оркестра Павла Бубельникова.
Сухенко плюс пол-Кириллова
Удивление номер два - отсутствие представителей власти на церемонии: кроме председателя Комитета по культуре Сухенко, сюда буквально на минуту забежал вице-губернатор Кириллов. Не то что в прошлые годы, когда и градоначальники захаживали. Удивление номер три: в нынешнем списке номинантов в категории «Драма» отсутствовало большинство популярных театров. В списках не было ни Театра им. Ленсовета, ни Молодежного, ни «Русской антрепризы имени Миронова», фамилий Фокин, Бутусов, Спивак, Могучий там тоже не было. Хотя в одной номинации - «За лучший актерский ансамбль» - БДТ приз получил. Его дали команде спектакля «Крещеные крестами», поставленного Вениамином Фильштинским по прозе Эдуарда Кочергина - старейшего, работавшего еще с Товстоноговым, театрального художника.
В Комиссаржевку уехал «Софит» за лучшую мужскую роль - к Ефиму Каменецкому, сыгравшему Веню в спектакле «Бесконечный апрель», в МДТ - за лучшую женскую. Его получила Анжелика Неволина за роль Лени Рифеншталь в спектакле «Синий свет» в постановке Олега Дмитриева. Александринку все-таки тоже осчастливили одним «Софитом» - за роль второго плана в спектакле Николая Рощина «Ворон» его получил Виктор Смирнов.
Камер-юнкера спасли, интригу убили
В категории «Мюзикл/оперетта» почти все призы собрал «Белый. Петербург» в постановке Геннадия Тростянецкого в Театре музкомедии. В том числе за лучшую мужскую роль в этом спектакле «Софит» получил Виктор Кривонос. Кстати, «Белый. Петербург» - уже в шорт-листе предстоящей «Золотой маски».
Среди негосударственных театров всех обошел «Особняк» - лучший спектакль «Пер Гюнт» и лучший актерский дуэт в спектакле «Корабль Экзюпери». И еще одно удивление дня - театр «Суббота», который давно уже числился в стане «умирающих», и год назад чуть было действительно не умер, реанимировался и получил «Софит» за лучший спектакль малой формы - «Спасти камер-юнкера Пушкина».
И наконец, то, что должно было стать главной интригой вечера, но не стало. На приз за лучший спектакль на большой сцене претендовали: «Война и мир» Виктора Рыжакова в БДТ, «По ту сторону занавеса» Андрея Жолдака в Александринке и «Гамлет» в МДТ. Победил, естественно, последний. Его режиссер Лев Додин стал и лучшим режиссером. Кто бы сомневался?
Он же оказался прав и насчет счастливого детского сада: было вручено еще столько всяких спецпризов, как будто дело действительно происходило в детском саду - где никого нельзя обидеть и обделить. Так все же знают, что творческие люди - они как дети. Пусть порадуются!
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»