Прошедшая в воскресенье вечером на Новой сцене Большого театра церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска-2018» стала не только важным культурным событием для страны в целом. Она стала очень знаменательным, но не радостным, несмотря на победу петербургских спектаклей в несколько важных номинациях, событием для Петербурга, который, кажется, после подведения золотомасочных итогов может окончательно проститься со званием культурной столицы.
Пермь и Екатеринбург, Москва и Новокуйбышевск, Хабаровск и Кострома - названия именно этих городов звучали всю первую половину церемонии, когда обычно объявляют имена лауреатов в номинациях музыкальных театров и театров кукол. И даже Мариинский театр, который всегда забирает несколько «Масок», в этом году получил всего одну - за работу художника по свету в опере «Саломея». Имя этого художника - Александр Наумов.
Больше в контексте музыки, танца и кукольного театра название нашего города не прозвучало. Хотя среди номинантов парочка петербургских театров была. В частности, детский музыкальный театр «Карамболь» со своим спектаклем «Гадкий утенок». Но до звания лауреата «Карамболь» не дотянул. Может, потому что все годы своего существования мотается по чужим площадкам, а обещанное ему здание бывшего ДК им. Ногина ремонтируют уже второе десятилетие?
В общем, если петербургские чиновники «от культуры» смотрели прямую трансляцию церемонии, то после того как прошла ее большая часть, они должны были занервничать. «Лучший художник по свету», при всем уважении к этой славной профессии, - это явно не то, на что можно было рассчитывать культурной столице.
Если же церемонию смотрел человек, далекий от театра, то он вполне мог решить, что в Петербурге просто что-то с театральной жизнью не складывается. Вот в Перми, Екатеринбурге и даже Новокуйбышевске складывается, а в Питере - нет. И этот человек был бы недалек от истины.
Но по прошествии полутора часов название нашего города все-таки прозвучало - в номинации «Эксперимент» победил петербургский «Упсала-цирк» со спектаклем «Я Басё». Коллектив, ориентированный на трудных подростков и детей с ограниченными возможностями и существующий за счет спонсоров и частных пожертвований, работает в нашем городе с 2000 года. Знают ли о нем в Комитете по культуре? Вряд ли.
Ну а дальше началось вручение «Золотых масок» в разделе «Драматический театр» - и случилось страшное. Страшное для чиновников, отвечающих за культуру в нашем городе, - профильного вице-губернатора Владимира Кириллова и председателя Комитета по культуре Константина Сухенко. Ну и для самого губернатора Полтавченко - тоже.
Дело в том, что со сцены начала постоянно звучать крамольная фамилия - Юрий Бутусов.
Эту фамилию назвал обладатель «Маски» за лучшую мужскую роль второго плана Дмитрий Лысенков, сыгравший Свидригайлова в спектакле Александринского театра «Преступление и наказание» в постановке Аттилы Виднянского. Он поблагодарил Бутусова как своего учителя.
Его же - уже как режиссера спектакля «Барабаны в ночи» московского Театра им. Пушкина, также, кстати, номинированного на премию, - благодарила получившая «Маску» за лучшую женскую роль второго плана Анастасия Лебедева.
Ну а потом смольнинским чиновникам был нанесен окончательный «удар под дых»: жюри признало Юрия Бутусова лучшим театральным режиссером года - за спектакль «Дядя Ваня», поставленный им в Театре им. Ленсовета. Между тем буквально месяц назад Юрия Николаевича убрали с должности худрука этого театра и фактически изгнали из нашего города. Формально Бутусов уволился по собственному желанию, но до этого у него было много сложных бесед с городскими чиновниками. В вину ему был поставлен… «мрачный взгляд на жизнь». Зритель в театре в понимании чиновников должен веселиться. А у Бутусова - никаких, понимаешь, комедий, всё сплошная драма. В худших совдеповских традициях большого режиссера призывали поставить «что-нибудь веселое, пошутить, посмеяться с людьми».
То, что искусство может и должно быть разным, руководители петербургской культурой, вероятно, не понимают. Но, к счастью, они решают не всё.
Иначе не было бы того же «Преступления и наказания» в Александринском театре и не было бы на Новой сцене этого же театра не просто «мрачного» - мрачнейшего, совершенно не детского спектакля «Чук и Гек», получившего «Золотую маску» как лучший драматический спектакль малой формы.
И не было бы не то что очередного лучшего спектакля большой формы, которым стал «Страх. Любовь. Отчаяние» Льва Додина в МДТ, - не было бы вообще такого театра. Потому что с весельем там всегда было не очень, зато всё в порядке с искусством. Есть подозрение, что именно поэтому столько лет для театра Додина не могут построить новое здание.
Хотя МДТ и Александринке все-таки повезло - это театры федерального подчинения, и влезать в их репертуарную политику Смольный не может. А то у нас в городе скорее всего давно бы уже не было ни Фокина, ни Додина, ни Могучего - он со своим «Губернатором» тоже претендовал на «Золотую маску», но уступил Додину. Правда, одну из премий этот спектакль БДТ все-таки получил - была отмечена опять же работа художника по свету Стаса Свистуновича.
В общем, «федералы» скрасили финал «Золотой маски», поддержали реноме нашего города как культурной столицы и еще раз продемонстрировали - всё яркое, интересное, вызывающее резонанс происходит в петербургских театрах, не зависящих от городской власти. Те же театры, которые находятся в городском подчинении, продолжают поддерживать уровень «театральной провинции». Высунулся, как Театр им. Ленсовета, из провинциального болота - тебя тут же поставят на место. Вернее, оставят без места.
Всё это в нашей истории уже было. И кто помнит сегодня имена тех чиновников, которые когда-то выживали из нашего города Аркадия Райкина, Петра Фоменко, Сергея Юрского? Никто. Зато «изгнанных» знают все. Так что на фасаде здания Театра им. Ленсовета, когда-нибудь потом обязательно появится мемориальная доска «Здесь работал выдающийся российский режиссер Юрий Бутусов». А если культурой в нашем городе будут руководить другие люди, так он еще там и поработает.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»