Всё началось с фильма «Танки». Глупая, бездарная поделка, наполненная историческими небылицами, вышла на экраны страны ровно неделю назад, 26 апреля. «Псевдопатриотический комикс» - так обозначил жанр этой картины наш автор Константин Каюков. Рецензия в «Интересанте» вышла под заголовком «Мединский должен быть доволен». Дело в том, что идея снять фильм об изобретателе легендарного танка Т-34 Михаиле Кошкине в свое время пришла в голову именно министру культуры. Через Фонд кино на съемки были выделены деньги. И вот итог: картина, за которую не просто стыдно, а чудовищно стыдно. Об этом, собственно, и написал «Интересант». Кто бы мог подумать, что рецензия вызовет такую бурную реакцию?
Этот звонок в редакцию вначале показался нам мирным.
«Здравствуйте, меня зовут Татьяна Румянцева, я представляю агентство «Планета Информ», которое делает множество премьер российских фильмов. В том числе - и фильма «Танки», - сообщил молодой женский голос на другом конце линии.
Ну а дальше пошло «воспиталово».
«Сегодня у вас на сайте вышел материал весьма негативного свойства! Автор прошелся не конкретно по фильму, а по министру культуры Российской Федерации! Заголовок какой - «Мединский должен быть доволен»! Нам это не очень приятно. И в связи с данной публикацией я ставлю на «стоп», в «черный список», ваше издание на все остальные премьеры, которые мы будем проводить в Петербурге», - сообщила госпожа Румянцева.
В заключение разговора она вновь подчеркнула (дословно): «Проходиться по министру культуры не очень красиво». И отдельно попросила уточнить в статье, что не все деньги на съемки «Танков» выделило государство - были и частные инвесторы.
Сначала мы решили, что звонок был скорее эмоциональным, нежели серьезным, однако уже на следующий день ощутили «стоп» и «черный список» в действии.
В ответ на просьбу об аккредитации на премьерный показ фильма «Собибор» в Петербурге нам пришел «вежливый» отказ за подписью пиар-менеджера кинотеатра «Художественный» Алены Гиндиной: «В связи с большим ажиотажем и ограниченным количеством мест не можем Вас аккредитовать на данное мероприятие».
Раньше такого никогда не случалось, поэтому отказ, полученный «Интересантом», конечно, надо воспринимать как проявление обещанной нам цензуры.
Прокатом «Собибора» занимается компания «Каропрокат», но можно предположить, что без «Планеты Информ» в «фильтрации» «Интересанта» скорее всего не обошлось.
«Планета Информ» - мощная продюсерская структура, имеющая тесные связи с Минкультом. Ее генеральный директор Дмитрий Литвинов долгое время был членом Экспертного совета Фонда кино - своего рода жюри, определяющего, каким картинам сказать «да», а каким - «нет». Сейчас в него входит заместитель Литвинова Мария Вогт.
У «Планеты Информ» - хорошая репутация на кинорынке, тем удивительнее показались нам все эти мстительные «стопы» и «черные списки». Зачем? Ради чего ссориться с прессой?
А ларчик, похоже, просто открывался.
Автором сценария фильма «Танки» значится Андрей Назаров. В бытность Владимира Мединского депутатом Госдумы он был его помощником, а сейчас занимает пост исполнительного директора Российского военно-исторического общества.
Одним из авторов сценария фильма «Собибор»… тоже значится Андрей Назаров, бывший помощник Мединского, а ныне - исполнительный директор РВИО.
Так что опасения промоутеров понятны: как пустить «Интересант» в этот, понимаете ли, огород? Не ровен час, снова «пройдутся» по министру культуры. А госпоже Румянцевой, господину Литвинову и господам из «Каропроката» еще промоутировать и промоутировать…
Ну и напоследок. Про фильм «Собибор» мы ничего плохого сказать не можем. Равно как и хорошего. Его премьера прошла без нас. Отзывы первых зрителей, посмотревших картину: «Хабенский, как всегда, хорош, но как-то всё картонно-театрально». Вместе с тем картина о реальном подвиге советского офицера Александра Печёрского, возглавившего восстание в нацистском концлагере, - в любом случае правильный шаг в деле восстановления исторической справедливости.
И конечно, удивительно, что главную военную ленту, выходящую в прокат накануне Дня Победы, промоутеры решили сделать инструментом мести журналистам, которые, на их взгляд, пишут что-то неправильное. Думается, и Константин Хабенский, для которого «Собибор» стал важной вехой - режиссерским дебютом, и Владимир Мединский, искренне переживающий за судьбу фильма, не в курсе этой самодеятельности. Ну пусть теперь будут в курсе.
Виктор ИВАНЦОВ,
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»