«У меня руки опускаются», - эти слова Владимир Мединский произнес в одном из недавних интервью, посвященном нынешнему состоянию отечественной киноотрасли. Понять министра культуры можно. Российские киносети отдают преимущество западным и в первую очередь голливудским блокбастерам, предоставляя им тотальное преимущество в сетке сеансов. В то же время отечественные картины проваливаются в прокате одна за другой.
Провал, еще провал
Вот цифры. С января 2019 года в прокат вышли 120 российских релизов. Из них на сегодня окупились только шесть. Правда, вот-вот станет прибыльным и седьмой фильм - «Текст» с Александром Петровым в главной роли. Экономические итоги чудовищны: на производство всех этих картин - при активном участии государства в виде бюджетных субсидий - было потрачено более 11 миллиардов рублей. Сборы же составили чуть более 5 миллиардов, причем львиная часть приходится именно на эти семь картин из 120. В итоге за неполный год имеем шесть миллиардов чистого убытка, который лег на плечи налогоплательщиков.
И это не случайная неудача, это - катастрофическая тенденция. Даже в настолько, казалось бы, провальном, что хуже некуда, 2018-м году из 130 отечественных кинопроектов окупились аж 17.
Доля сборов отечественных картин в общей прокатной массе также уменьшается с каждым годом. В 2016-м она составила 21,5 процента, и государство, оказывая поддержку производителям через Фонд кино, ставило задачу достичь 25-процентной доли, а через десять-пятнадцать лет - и 30-процентной. На самом же деле результаты трудов наших творцов привели к диаметрально противоположному результату. В 2019 году этот показатель не превысит жалкие 19 процентов - несмотря на многомиллиардные вливания.
Между тем именно кино в нашей стране до начала 90-х было одной из серьезных статей дохода в бюджет страны. В советские годы рентабельность кинопромышленности - не отрасли! - доходила до тысячи процентов: на 100 миллионов бюджетных советских рублей приходилась касса в 1 миллиард.
Понятно, что то были времена СССР, а ныне «богатыри - не мы». Но наконец и в теперешних верхах решили, что нужно, если и не добиваться тотальной прибыли от кино, то хотя бы минимизировать издержки и, чем черт не шутит, придать некоторую живость отечественной экономике за счет если не российского кинематографа, то… иностранного.
В ожидании рибейтов
Конкретные тезисы готовящихся изменений, которые при удачном раскладе могут потянуть на целую реформу, озвучил Владимир Мединский. Речь идет об обращении к западному опыту применения рибейтов (ретро-бонусов) - возмещения из бюджета зарубежным кинопроизводителям, работающим в отечественных локациях.
Подразумевается, что такая мера поможет взбодрить как отечественное кинопроизводство - пусть лишь в технической его части путем задействования инфраструктуры локальных киностудий, так и экономику регионов - ведь съемочные экспедиции должны как-то передвигаться, чем-то питаться и где-то жить во время пребывания в чужой стране.
Конечно, это - ощутимая конкуренция «творческой» составляющей отечественной киноотрасли. Но, может, и к лучшему? Пусть российские творцы сделают выводы и ответственно подойдут к написанию сценариев, кастингу, режиссуре, с тем, чтобы на выходе у нас получалось хотя бы более-менее смотрибельное кино.
А как у них?
Если вернуться к чисто экономической составляющей, то положительные зарубежные примеры есть. С одной лишь поправкой: развитые страны возвращают часть средств и отечественным производителям. Остальные стимулируют исключительно гостей из зарубежья - так выходит гораздо эффективнее.
Например, в Великобритании продюсеры могут рассчитывать на возвращение до 25 процентов затрат, а в США - и до половины потраченного бюджета, если речь идет о сериальном производстве. Практика применения системы рибейтов показала, что экономический выхлоп от создания необходимых для съемок рабочих мест с лихвой покрывает казенные траты.
Рибейты существенно помогают развивать киноотрасль и в странах третьего кинематографического мира. В Хорватии на каждый потраченный правительством евро приходится полтора евро поступлений в бюджет, а в Чехии благодаря системе рибейтов функционирует более 12 тысяч рабочих мест. В этих странах уровень рибейтов составляет 20 процентов от продюсерских трат. В Венгрии только за четыре года благодаря этой системе было снято около 1300 фильмов, уровень рибейтов в этой стране - 25 процентов.
Глядя на такие впечатляющие достижения, за первопроходцами потянулись и другие страны, предлагая зарубежным гостям всё более и более привлекательные условия - от Грузии с 25 процентами до Колумбии, где ставка достигает 40 процентов. Система рибейтов работает в Сербии, странах Прибалтики. А буквально на днях соответствующий закон был принят на Украине: производите кино на нашей территории - и получите до 30 процентов возмещений, использовали в сюжете мотивы украинской культуры - вот вам еще скидка в 5 процентов.
Нехватка «технической обслуги»
В России же предлагается компенсировать иностранцам от 30 до 40 процентов затрат на организацию киносъемочного процесса. С одной оговоркой - деньги будут поступать на счета российских партнеров зарубежных компаний. Так, дескать, будет снят вопрос «махинаций по выводу средств за рубеж». Какая-то просто вызывающая оторопь наивность!
Как бы то ни было, сейчас законопроект, подготовленный совместно Минэкономразвития и Минкультуры, находится на рассмотрении у премьера Медведева. Ожидается, что в ближайшее время будет принято положительное решение.
Казалось бы, наконец, взят верный курс на оптимизацию. Но отклики специалистов свидетельствуют, что реформа не сработает.
Речь идет не о жалобах и обидах отечественных производителей, которым, видимо, недостаточно многомиллиардных бюджетных впрыскиваний. Настоящую опасность представляет инертность именно на местах. В России остро не хватает именно, простите за выражение, технической обслуги. И непонятно, откуда и как скоро она возьмется на фоне тотального разрушения местных киноплощадок.
В той же Чехии в творческом плане тихо скончалась национальная студия «Баррандов», но производственные мощности остались. На них была снята половина современной бондианы, куча «друзей Оушена» и множество других блокбастеров. В Латвии есть технологическая база бывшей Рижской киностудии, в Тбилиси - «Грузия-фильм», этот перечень можно продолжить. А что у нас?
«Весь обоз - за собой из Москвы»
Россия в кинематографическом смысле - страна вечной зимы. В таких условиях всегда выгодными локациями остаются дворцовый Петербург и усадебная Москва с окрестностями. Но зарубежным киношникам нужно будет и щедрое лето с его возможностями. Отличное решение - Крым с мощностями Ялтинской киностудии, теплым морем и потрясающим разнообразием ландшафтов. Но - не во время действия санкций. А в других регионах всё печально и без санкций. Вот лишь несколько откликов кинопрофессионалов:
«Масса голливудского кино, в том числе высокобюджетного, снималась в Чехии, Румынии, Венгрии и Болгарии. Какой ни возьми исторический экшен, там практически везде Восточная Европа… Если у нас предложить адекватные условия, теоретически такое тоже возможно. Но на практике даже при благих намерениях практически неосуществимо».
«Голливуд берет услуги в Чехии и Румынии, потому что там есть техсостав группы, есть всё «железо». В Ростовской области, где климат аналогичный Балканам и Румынии, - ничего нет! В Краснодарский край нужно тащить за собой всю группу, включая генераторы и гримвагены».
«У меня летом должны были быть съемки в Адыгее. Рабочие и лошади. Всё! Всё, что там можно взять! Весь обоз - за собой из Москвы. То же самое Кавказ - тоже только рабочие и буфет».
Три подножки реформе
Становится абсолютно понятно, что успех реформы зависит от того, насколько эта идея будет воспринята на местах, где в результате спроса должны будут возникнуть профильные предприятия, оказывающие зарубежным партнерам инфраструктурную поддержку. Но, во-первых, будет ли сам спрос, если в Крым западникам ехать себе дороже, а другие локации им неинтересны? А во-вторых, будет ли поддержка на местах?
Владимир Мединский заявляет: «Поскольку мы, министерство, отвечаем за господдержку, выдачу грантов новым кинофильмам и анимации, я могу вам пообещать, что, если вы и ваши партнеры придете к нам с копродукцией, шансов получить эту поддержку у вас будет намного больше».
Вот тут возникает третий, самый главный, вопрос: смогут ли и, главное, захотят ли наши специалисты, развращенные бездарной системой господдержки кинопроектов, напрячься и начать работать по-настоящему, пусть и на вторых, технических ролях? Это вопрос, на который наверняка нет ответа ни у министра культуры, ни у кого-нибудь еще.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»