Открывать новый оперный сезон с премьеры - занятие, требующее ума и отваги. Ведь обычно после летних каникул театральное хозяйство редко где находится в собранном состоянии. Владимир Кехман ничуть не убоялся, начиная афишу «Севильским цирюльником». Наоборот, раскованность и незакомплексованность команды постановщиков зашкаливали: худрук Михайловского и режиссер Эрик Вижье нахулиганили с шедевром Россини так, что мало никому не показалось.
«Севильский цирюльник» - опера комическая, изначально подразумевающая фейерверк эмоций и шутовских мизансцен. Мариинский театр в своем недавнем прочтении этого произведения освоил цирковую нишу. В ведомстве Владимира Кехмана, похоже, решили переплюнуть достижения ведомства Валерия Гергиева и обильно рассыпали по ходу действия множество кукишей в сторону адептов чистоты оперного жанра, отмочив при этом и весьма соленые шуточки.
Такой подход комически и исторически верен. Во времена своего расцвета опера являлась народным зрелищем, наряду с уличными балаганами заменяя населению многочисленные современные медиаразвлечения. Кроме того, товар должен продаваться - а Кехман понимает в этом как мало кто. Громкая премьера была жизненно необходима Михайловскому театру на фоне последних довольно невнятных сезонов, сопровождаемых как творческими сложностями (откровенно «не пошел» широко разрекламированный «Евгений Онегин» в постановке Василия Бархатова, не видать и «Царской невесты» в интерпретации Андрея Могучего), так и незадачами, касающимися непосредственно личности Владимира Кехмана. Факт остается фактом: на фоне оперного благополучия Мариинского театра воспрянувший было в 2008-м Михайловский несколько просел, что не могло не вызвать беспокойства у поклонников театра.
Решение встрепенуться и даже набедокурить на академической сцене оказалось своевременным и оправданным с точки зрения исполнения: оркестр под управлением Михаила Татарникова показал ставший привычным класс, артисты отлично справились со своими первоочередными, певческими, задачами. Новый руководитель оперной труппы театра Паата Бурчуладзе может быть доволен: его первый блин в Михайловском комом не оказался.
Теперь обратимся собственно к шалостям руководителя Лозаннской оперы Эрика Вижье, сделавшим постановку уморительно смешной с несомненного благословения Владимира Кехмана.
Сценография лаконична и не отсылает к какому-то определенному историческому периоду, равно, как и костюмы персонажей. Основной акцент сделан на безудержном комиковании и главных героев, и массовки. Севилья в воображении режиссера населена расхожими персонажами-клише. Здесь и участники католической церковной процессии, и тореадор с быком, редуцированным до тачки, увенчанной рогами. Вносят краски в происходящее и бородатый трансвестит, и танцор с маракасами, и футболист местного клуба и члены самодеятельной музыкальной «банды». Фигаро (Борис Пинхасович), как ему и положено, пронырливый авантюрист, томимый жаждой золота. Пребывающий инкогнито граф Альмавива (Сергей Кузьмин) вначале предстает прибывшим в город туристом, а после - брутальным «коммандос» с накладными, гипертрофированными и татуированными мускулами. Образ сластолюбивого Дона Бартоло (Карен Акопов) постановщики оставили в классическом для сюжета прочтении, зато коварный Дон Базилио (Александр Безруков) расхаживает в инфернальном мрачном одеянии и темных круглых очках, смахивая на чернокнижника. Правда, при этом он еще вооружен автоматом Калашникова. Настоящей отрадой для глаз стала прекрасная Розина (Екатерина Фенина). Мало того что она отлично справилась со сложнейшей каватиной, так еще и полностью соответствовала описанию, данному ее героине в тексте либретто. «Фигуристая» - именно так - красотка, занимающаяся фламенко, покорила публику.
С нее-то и начались сценические шалости «Цирюльника». Розине подносят снимок для оставления автографа. Зрителям на мгновение виден на карточке мужской лик с очами, подернутыми волевой поволокой. Образ весьма напомнил заточенного в узилище Кирилла Серебренникова. «Неужели в Михайловском пошли на такой завуалированный привет опальному творцу?» - пронеслось в голове. Но нет - более пристальное изучение предмета показало, что на снимке изображен вовсе не Серебренников, а, наоборот, сам Владимир Кехман. Спишем всё это на профессиональную деформацию.
Но, конечно, этим шуточки не ограничились. Действие оживляет ряженый в огромную обезьяну, которая то разбрасывает повсюду вареные макароны, то вожделеет банан, ставший для руководителя Михайловского прямо-таки тотемным фруктом - кстати, оцените глубину самоиронии! Ведь бизнесмен Кехман когда-то эти бананы в Россию из-за океана завозил в промышленных масштабах. Во время облачения Дона Бартоло в смирительную рубашку сверху спускается дискотечный шар, зал озаряется яркими всполохами, а вся толпа на сцене зажигательно танцует. Сцена выставления из дома Бартоло Дона Базилио украшена помещением последнего в ватерклозет и характерными унитазными шумами. А когда графу Альмавиве приходит время расстаться со своим инкогнито, он решительным жестом опытного эксгибициониста распахивает плащ и красуется передом перед изумленными визави. «Мама, спасибо!» - радостно взвизгивает Розина и убегает в смущении. Правда, в итоге оказывается, что в восхищение домочадцев дона Бартоло приводит не то, о чем все подумали, а просто украшенные блестящей именной вышивкой графские штанишки.
Но главной интригой вечера стало все-таки явление телеведущего Андрея Караулова, заявленного в программке как «гость спектакля». Публика боялась пропустить знаменитость и гадала вовсю. Караулов - он на сцене кто? Может, дурковатый слуга, постоянно путающийся под ногами? Потешная обезьяна? Трансвестит в золотом платье? Всё оказалось проще. В третьем действии публицист выступил со вставным номером, исполнив романс (надо признаться, прескверно). Цель достигнута - внимание публики было привлечено. Надо полагать, теперь следует ожидать других гостей в постановках. Может, даже и в балетных.
Обо всех радостях нового спектакля сразу и не расскажешь. Гораздо лучше все посмотреть самому - «Цирюльник» в версии Михайловского стоит того. По крайней мере, именно он стоит в афише театра 31 декабря. И по части хорошего настроения эта постановка с легкостью побьет все традиционные «Щелкунчики».
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»