Несколько дней назад был опубликован очередной клип Сергея Шнурова и его команды под аббревиатурой «Ч.П.Х» (расшифровывается как «чисто питерская …»). К этому моменту его посмотрело уже более 8 миллионов человек. Но лишь единицы знают, что клип задумывался, как мультфильм, который должен был погрузить зрителей в Петербург художника Олега Хвостова.
В творческом мире слухи о сотрудничестве Хвостова и Шнура ходили несколько месяцев. Работа постепенно продвигалась, но в конце августа Сергей внезапно принял решение сменить видеоряд - буквально за сутки его команда сняла клип, в котором появились Александр Невзоров, Александр Кержаков, Дмитрий Озерков и другие петербургские селебрити.
Это решение прервало полугодичную работу творческого коллектива, рисовавшего мультфильм, и вызвало недоумение всех участников процесса.
Олег Хвостов рассказал «Интересанту», как должен был выглядеть клип, почему коллаборация распалась, а также поделился своими творческими планами.
- Олег, почему всё сорвалось? - спросили мы у художника с самого начала прямо в лоб.
- Я не хочу это мусолить, - коротко ответил он.
- Но вы же планируете заканчивать мультфильм?
- Что называется, проехали. Творческий процесс непредсказуем - планы одни, а результат может быть совсем другим. Это нормально.
Я не буду ничего заканчивать, после драки кулаками не машут. У меня куча своих планов, более практичных и надежных. Лучи славы Шнурова здесь абсолютно не нужны. Каждый занимается своим делом.
- Не будете переформатировать то, что уже сделали, в другой проект?
- Да непонятно, зачем и кому это нужно. Ладно, открою вам секрет. Сделать хороший оригинальный мультик (даже на три минуты) - процесс небыстрый. Я не имел подобной практики раньше и не мог представлять объем работы. Короче, всё затянулось слишком надолго, и непонятно, когда бы закончилось. Вряд ли в этом году. А начали мы еще в марте. Шнур просто недотерпел, и никому ничего не сказав, сам снял за один день свой ролик. Просто форматы не совпали. Поп-эстрада - вещь скоротечная, там надо или быстро, или не надо совсем. Быстро - не мой вариант. Вот и весь секрет. Хотя картинки всем нравятся, кто их видел.
- Сюжет был другой?
- Он был побогаче. Кроме кабака должно было быть очень много видов и достопримечательностей Питера. И весь народ из бара должен был по одному на фоне разных улиц и площадей скандировать «Это чисто Питер!» (эта фраза в первой редакции песни повторялась очень много раз). А в кабаке должно было быть пусто - тетя, Шнур-официант и пара спящих пьяных забулдыг за столиками. Никакого рэп-баттла, Невзорова и Озеркова не было… Даже панорама Ниццы была.
Галюциногенная мультяшность должна была нейтрализовать то, за что сейчас клип ругают, - пропаганду пития водки прямым текстом.
У меня остался один вопрос - зачем вообще был нужен этот мультик. Аудитория, кому было это адресовано, мягко говоря, совсем не та. А снятый ролик как раз идеально соответствует посылу по адресу. Все довольны.
- Я разговаривал с Озерковым, он говорил, что Шнур интересуется современным искусством и заинтересован в его продвижении. Вам так не показалось?
- Озерков отказался написать пару слов статьи для моего альбома-каталога, хотя с давних пор вроде как восторгался. Они со Шнуром, видимо, думают совсем другое искусство продвигать. Мне это как-то побоку, честно говоря.
- Мультфильм вы сами делали? Или писали картины, которые потом анимировались?
- Анимацию делают профессионалы. Я им носил на студию гуаши, они сканировали. Как раз готовы были уже запустить первую половину видео. Но тут вышел ролик Шнурова. Все немного прибалдели и до сих пор вряд ли понимают, что происходит.
- А договор подписывали? Работали за интерес?
- Никаких договоров, никаких денег. И поделом мне.
- А на студии, с который вы работали, что говорят?
- На студии пока думают - я не знаю о чем. Я не вижу смысла дальше с этим возиться. Не хочется тратить время на чужое. Своя карьера нужнее. А карьера простая - рисовать холсты и продавать их за деньги. У меня в Москве - свои арт-менеджеры, они ждут от меня нового материала. Короче, надо заниматься своим делом.
- В одном из постов на «Фейсбуке» вы писали, что Марат Гельман высказался по поводу этой несостоявшейся коллаборации. Вы с ним поддерживаете связь?
- Он зовет в Черногорию, но опять-таки не понимаю - зачем. Есть такое выражение «совок в голове». Так у него девяностые и нулевые в голове! А время уже другое. И механизмы другие. «Из любви к искусству» пусть теперь сам работает. Вместе со Шнуром.
- А кто сейчас из арт-менеджеров «у руля», если Гельман остался в прошлом?
- Понятия не имею. Я же говорю - другой формат. С художником работает его персональный арт-менеджер, который ведет все его дела и общается от его имени со всеми заинтересованными лицами. У меня есть «свои» люди, которые двигают только меня.
- Где у вас больше покупают работы - в России или на Западе?
- Весной была небольшая персоналка в Женеве, там что-то прикупили, по хорошим ценам. Это был дебют в более-менее профессиональном формате. Чтобы сравнивать интерес здесь и там, надо быть одинаково представленным. На Западе это только у меня в зачаточном состоянии, но почти все силы сейчас направлены на это. Здесь по большому счету особо нечего ловить. Но с голоду помереть не дают вроде. Покупают в Москве, там же и склад со всеми новыми работами. Кое-кто из Питера покупает через Москву. В Питере же только один человек приходит ко мне в мастерскую и покупает.
В городской арт-жизни я не участвую, никуда не хожу, ни с кем не общаюсь, кроме того одного человека - коллекционера Александра Большакова. Остальных я в Питере не воспринимаю. Денег не дождешься, остальное - неинтересно. В Москве от моего имени пашут арт-менеджеры.
- Хотите держаться подальше от тусовки?
- Я питерец, здесь живу и никуда не собираюсь. Здесь я дома. Можно покорять мир, не покидая территорию завода «Красный треугольник». В XXI веке живем вообще-то.
- У вас есть сейчас большие проекты, как с галереей Марата Гельмана и Гридчинхоллом?
- Веду один большой проект имени себя - приходить в мастерскую, мазать то, что прёт в данный момент, и вообще не париться. Новый материал накапливается, менеджеры с ним работают. Ни от кого не зависеть, ни от каких институций, галеристов и прочих артистов. Тогда никто и обламывать не будет.
И еще - музейные персональные выставки лучше, чем галерейные. Тоже работаем над этим.
- Музеи тоже не все одинаковые - некоторые работают за деньги, по галерейному принципу. И опять же - приоритет России или Западу?
- Музеи, да, - это мафия. Криминальная. Пикассо сказал: «Я не выбираю, я беру то, что есть». Примерно по этому принципу следую, и в карьере в том числе. Запад так Запад… или Восток. Здесь работает человеческий фактор. Где откликнутся, туда и поедем.
- В ближайшее время будут какие-то выставки?
- Летом планировалась персоналка в московской галерее «Триумф», но идея погрязла в бесконечных согласованиях и утверждениях. Нового материала на большую выставку достаточно, и он пополняется. Выставку сделаем, как только найдем приличное место.
- Сейчас в России народ идет на выставки современного искусства с новой силой - было много людей на Кифере, Фабре…
- А я не был ни на одном, ни на другом!
- Ого! Вам не интересно?
- В свое время я посещал всё на свете. Из Эрмитажа вообще не вылазил годами и знал там каждый экспонат наизусть. Со временем просто отпала надобность топтать башмаки и тратить время. В Интернете отслеживаю. Мне как профессионалу даже с монитора любой месседж понятен, а дрочить глазами на живые фактуры не вижу никакого смысла. Правда, на Бэкона успел попасть в последний день выставки. И очень рад. Таких как Бэкон - единицы. Остальные же словно картинки в калейдоскопе - вариаций множество, а исходные несколько камушков одни и те же.
И на Чапменах был. Вот такое с монитора точно не увидишь! Это, наверное, вообще было самое мощное, что я когда-либо видел.
Ну и в очереди стоять - совсем не мой вариант. А народ ходит. Раньше не было очередей, сейчас же в музей просто не попасть. Зачем они туда идут - понятия не имею. Скорее всего, как в кино было: «Все побежали, и я побежал».
- Но теряется же очень многое при просмотре на мониторе! Разве ваши работы можно так смотреть?
- Мои как раз можно. Может быть, они и стали такими - считываемыми с монитора. Наверное, я подсознательно заботился о таких же ленивых, как я. Разница, безусловно, есть, но она, на мой взгляд, не столь значительна. Многие же работы других авторов с экрана просто несчитываемы. Там где всякие мазки, фактуры и т. п.
Например, один из крупнейших наших коллекционеров Виктор Бондаренко накупил у меня в свое время очень много работ. В основном большие - полтора на два метра. И купил он их не глядя, только по впечатлениям с монитора.
- В мультипликации теперь разочаровались? Или будете экспериментировать с форматами?
- Дело не в мультипликации, а в ответе на главный вопрос «Зачем?». Забава дорогая оказалась. В том смысле что время и силы забирает, холсты в это время не красятся, следовательно, деньги не зарабатываются.
Тем же Пикассо было сказано: когда собираются любители искусства, то говорят о форме и содержании, когда собираются художники, то говорят о том, где купить дешевый растворитель. Бытовуха всё решает!
- Но Пикассо одновременно говорил, что художник - это тот, кто продает то, что пишет, а не наоборот.
- Так художник Пикассо поэтому и продаёт то, что пишет, потому что прежде отвечает на вопрос «зачем».
- Родился ли тот человек, который может позвонить вам, предложить совместный проект и вы с удовольствием согласитесь на коллаборацию?
- Таким человеком был Шнур, и я с большим удовольствием согласился. Теперь любой желающий будет проходить собеседование с моим менеджером.
Алексей АБАКУМОВ,
интернет-журнал «Интересант»