В Концертном зале Мариинского театра в пятницу вечером представили капитальное возобновление оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини», впервые поставленную Василием Бархатовым в этих стенах десять лет назад. На академическую сцену в разговорной партии главного героя вновь вышел Сергей Шнуров. Безупречный маркетинговый ход: с 2008 года, когда лидер группировки «Ленинград» дебютировал в этой роли, Шнур только прибавил популярности у самой разной публики. Есть в спектакле и другие заманухи, как-то: мафиозное бетонирование ног жертвы, сцены употребления веселящих препаратов, впечатляющие фокусы настоящего иллюзиониста, а также огромный заяц-убийца. Даже два зайца.
В 2007 году Василию Бархатову было 24 года. Только в таком возрасте можно позволить себе поставить ломовой спектакль по мало где идущей опере, славящейся роскошной, утонченной музыкой и не менее великолепными ансамблевыми сценами. Бархатов опирался не только на свою безбашенность: в оперной авантюре принял участие опытнейший сценограф Зиновий Марголин, превративший ограниченное пространство сцены Мариинского-3 в мультибрендовый бутик, предлагающий покупателям злато и каменья как от ювелирного дома Chellini, так и фирм, носящих фамилии других персонажей-конкурентов главного героя. Первые представления произвели фурор, который стократно усилился годом позже, когда Бархатов ввел разговорную роль состарившегося Бенвенуто и пригласил на нее Сергея Шнурова.
И сейчас, спустя годы, мало что изменилось. Разве что исчезло ожидание скандала. Перед первой постановкой раздавались едкие комментарии (например, оперная дива Любовь Казарновская так отреагировала на приобщение к оперному репертуару Шнурова: «Сейчас, видимо, время такое - абсолютного идиотизма и бардака»). Теперь же всё воспринимается как должное: и не такое за истекший период успели повидать.
В главных партиях на сцену вышли всё те же исполнители, что и десятилетие назад. Бенвенуто Челлини спел Сергей Семишкур, его возлюбленную Терезу - Анастасия Калагина, папу Климента VII - Геннадий Беззубенков. Компанию им в капитальном возобновлении составили Олег Сычев (Бальдуччи), Виктор Коротич (Фьерамоска, антагонист главного героя) и Екатерина Крапивина, спевшая партию Асканио, ученика Челлини. Можно долго говорить об отменном звучании оркестра Мариинского театра под управлением Кристиана Кнаппа и восхищаться отличной работой исполнителей. Но всё это в нашем конкретном случае не имеет никакого значения. Не в музыкальных достижениях соль нового спектакля. Она - в другом.
«Ходили в Мариинку позырить чисто Шнура». Это если вольно процитировать самого «классика». Вопрос о том, кто главный экспонат, тоже не стоит.
Если понять, что нам в Мариинском театре предложили конкретно развлечение, то следует признать: второй вход в реку удался, зрители в восторге, радостно хохочут и обсуждают в антракте эпизоды, словно перенесенные на сцену с телеэкрана и страниц новостных сайтов. Много золота, некуда деваться от пафоса и светских львиц, с охотой ведущих видеотрансляции с рефлективно раскатанными губами даже в момент криминальных разборок со стрельбой. Золото и блестящие путы завораживают, заставляют играть с судьбой. Недаром и в руках Терезы золотая цепочка превращается в удавку на шее, и сам Челлини, уверенный, что не успеет в срок изваять для папы статую Персея, стоя на табуретке в красных трениках и золотой цепи «а-ля братки», приноравливается к предметному использованию другой петли - уже алмазной. Оригинальная сцена раздевания незадачливого Фьерамоски для последующего погружения в фонтан превращается в главу гангстерской саги, в которой ноги жертвы опускают в тазик, засыпают цементом и заливают случившейся рядом минералкой. По счастью, эти манипуляции не мешают Фьерамоске вновь появиться на сцене и поучаствовать в сцене злоумышления против Челлини, сопровождаемой употреблением некоего средства, вызывающего чрезмерную мышечную активность и благодушие сознания персонажа - если не сказать, дебильное хихиканье. Одно время про применение этого или подобного вещества, наблюдаемого в среде петербургских автолюбителей, часто писала пресса. Теперь же даже упоминание одного его названия чревато прещениями со стороны надзорных органов. Но на оперной сцене всё это, оказывается, можно.
Настоящий восторг зала вызвало выступление иллюзиониста Романа Борща, в котором нашлось место и красавице-ассистентке, и голубям, и белой крысе, и кролику. Последний чуть позже реинкарнировал в двух огромных зайцев, один из которых (он же - Челлини) и совершил в итоге кровавое убийство. И всё это под Берлиоза, со всеми его красотами и музыкальными излишествами в экстатическом исполнении оркестра и солистов. Постмодернизм как он есть. В чистом виде.
Билеты, приобретенные зрителями в кассах Мариинского театра, стали в итоге для них счастливыми. Удалось не только в очередной раз удивиться многогранности талантов Сергея Шнурова, но и все-таки послушать шедевр мировой классики. И при этом поразвлечься. Главное, чтобы, глядя на такой пример, не захотели привнести веселья в свою работу и другие учреждения и организации. Потому что легкомыслия у нас и так хватает в самых разных областях, включая политику и экономику. Оставим же хиханьки для оперы, театра и литературы. Иначе некогда «серьезные» жанры не пойдут - время нынче такое.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
«Бенвенуто Челлини» на новый лад. Как это было