Две новости из мира российской киноиндустрии столкнулись на лентах информагентств. Председатель правления ФГУП «Союзмультфильм» Юлиана Слащёва заявила о ребрендинге студии. Сразу же после этого пришла весть, что госпожа Слащёва назначена гендиректором Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. При этом она сохранит за собой руководство «Союзмультфильмом».
Казалось бы, всё логично. В руках опытного профессионала сосредотачиваются проблемы и возможности развития отечественного кинопродукта, адресованного самой перспективной аудитории - от пеленок и до университетского диплома. Но стоит лишь немного копнуть, как становится ясно: дело не в новых фильмах и мультиках. Главный интерес, как всегда, в деньгах.
«Слащева начнет работу на Киностудии имени Горького с первой за 19 лет инвентаризации» - так громко озаглавило новость главное информагентство страны - ТАСС, которое, к слову, возглавляет супруг Слащевой - известный своей близостью к власти пиарщик Сергей Михайлов. Заголовок в стиле «к ним едет ревизор» не могли поставить просто так. Фоном для организационных перемен послужила спешная отставка в прошлом месяце гендиректора студии имени Горького Сергея Зернова, еще летом раздававшего оптимистичные интервью на тему «мы работаем на перспективу». А еще - объявления на сайте Российского аукционного дома о продаже с молотка трех имущественных комплексов в Москве и на территории бывшей киностудии «Леннаучфильм» в Санкт-Петербурге. Студия «с перспективами» еще с 2018 года пыталась избавиться от семи зданий, находящихся в пяти минутах ходьбы от станции метро «Беломорская» - нынче этот участок, являющийся лакомым куском для высотной жилой застройки, приобретен за минимально обозначенную сумму 224,6 миллиона рублей. Выставлялись на торги еще четыре здания у метро «Алтуфьево» в Москве (начальная стоимость - 134 миллиона), восемь зданий в Валдайском проезде - тоже в столице (начальная цена - 1,9 миллиарда), а также четыре здания с земельными участками на Мельничной улице в Петербурге, недалеко от Александро-Невской лавры (начальная цена 956 миллионов рублей).
Итак, материальный эффект от Киностудии имени Горького в ближайшее время ожидается немалый - счет идет на миллиарды. И, разумеется, всё нужно «проинвентаризировать» - за девятнадцать-то лет.
К сожалению, при этом речи о собственно кинопроизводстве не идет, его попросту нет. Студия, на которой в свое время были созданы такие шедевры, как «Пираты XX века», «Семнадцать мгновений весны», «…А зори здесь тихие» и «Доживем до понедельника», ныне влачит жалкое существование - она практически не снимает художественных фильмов, выступая максимум сопродюсером некоторых проектов. Но, может, новое кадровое назначение всколыхнет ситуацию и даст необходимый толчок? Тем более что Юлиана Слащева хоть и отметила, что интеграция Киностудии имени Горького с «Союзмультфильмом» пока невозможна, но она все же в нее «верит».
Верить можно во что угодно. Но факты - вещь упрямая. Слащева за два с половиной года у руля «Союзмультфильма», существующего, как и Киностудия имени Горького, на государственные деньги, так и не поняла, как переломить ситуацию и выдавать успешный творческий продукт. С момента фактического разгрома студии в постсоветский период «Союзмультфильм» пробавляется рисованием «Веселой карусели» да еще возобновил свой хит советских времен про Простоквашино, добавив новых героев и едва не дойдя до судебной тяжбы с создателем любимых героев - ныне покойным Эдуардом Успенским.
Юридического разбирательства удалось избежать. «Мы, конечно, очень рады тому, что эта история закончилась, это был очень долгий, болезненный конфликт для обеих сторон. Хотя у меня есть серьезная уверенность в том, что мы договорились именно потому, что обе стороны хотели договориться. Эдуарду Николаевичу соглашение дает гарантию того, что его истории про «Простоквашино» будут продолжать жить, а киностудии - возможность поработать с прекрасным автором», - говорила Слащева в одном из интервью.
Почти так и вышло: Дядя Федор, кот Матроскин и почтальон Печкин остались жить, в отличие от своего автора. И наверняка будут еще долгие годы приносить дивиденды «Союзмультфильму». Чего нельзя сказать о полнометражной анимации, которая в прежние времена была фирменным знаком студии.
Целые поколения выросли на таких образцах высокого мультипликационного искусства, как «Аленький цветочек», «Конек-Горбунок», «Маугли», «Сказка о царе Салтане» и «Тайна третьей планеты». Во времена же «эффективного менеджмента» «Союзмультфильм» выпустил всего два полных метра и затевает третий. Впрочем, лучше бы он этого не делал.
Первой ласточкой возрождения студии должна была стать «Гофманиада» с героями, созданными Михаилом Шемякиным. Кукольная лента, спродюсированная в том числе и Юлианой Слащевой, в итоге создавалась семнадцать лет! Каковы же итоги? В прокате картина собрала 2,6 миллиона рублей. В то же время ее бюджет составил от 70 миллионов (это - официальная цифра) до 400 миллионов (по оценкам независимых профессионалов кинобизнеса). В любом случае «Гофманиада», хоть и снискала восторги немногочисленной эстетствующей публики, стала одним из самых убыточных отечественных релизов.
По сравнению с предыдущим проектом куда пристойней выглядит участие «Союзмультфильма» в «успешной» франшизе «Снежная королева». Студия подключилась к производству четвертой части «Снежная королева: Зазеркалье». Сборы ленты составили 186 миллионов рублей. Производство же обошлось более чем в 400 миллионов.
На подходе очередной анимационный «блокбастер», бюджет которого, по разным оценкам, - от 300 до 500 миллионов рублей. Это совместный проект студии «КиноАтис», «Союзмультфильма» и Киностудии имени Горького (вот та самая творческая интеграция!) - «Суворовъ 3D». В жизнеописании великого русского полководца принимает участие Константин Хабенский, озвучивающий заглавного персонажа. За австрийского генерала будет говорить и петь… Филипп Киркоров. Также на озвучку приглашены Виктор Сухоруков, Анна Ардова, Юлия Рутберг, Антон Макарский. Декларируется, что это первый проект «Союзмультфильма», выполненный с использованием современной технологии motion capture с последующей ручной доработкой. Картину поддерживает Российское военно-историческое общество (возглавляющий его Владимир Мединский и уже упомянутый муж Слащевой Сергей Михайлов вместе начинали на ниве пиара), а создатели утверждают, что особое внимание они уделили исторической составляющей. Тем не менее в Сети представлен фрагмент мультфильма, являющийся экранизацией известного анекдота «Темза, сэр!». Только вместо Темзы там сам Суворов, спасающий лягушек от поедания зловредным французским генералом. Вот тебе и история!
Вновь возникает вопрос, заданный в самом начале: а при чем здесь ребрендинг «Союзмультфильма»? А при том, что, когда наступает непреодолимый творческий и управленческий кризис - ведь коммерческие перспективы «Суворова» ясны, как день! - нужно сделать хотя бы видимость работы. Не забыв про материальную составляющую и возможность торгануть славным прошлым. Ребрендингом студии занимается агентство ONY. Среди его клиентов - Новая Третьяковка, «Яндекс.Такси», «Мегафон», а также газовый гигант «НОВАТЭК». Остается только догадываться, в какую сумму уложится ребрендинг «Союзмультфильма»: официально она не озвучивается.
Но, разумеется, траты должны быть отбиты. На сайте агентства уже написано про принципы нового стиля. В нем будет и новый шрифт, и «абстрактные формы, в которых можно угадать персонажей Союзмульфильма», и узоры, «которые можно использовать очень широко: от рекламного брендинга до дизайна упаковки». Тут же даны и примеры: изображения любимых героев налеплены и на карандаши, и на леденцы. Понятно, что продолжение следует. Тем более что на сайте одного интернет-магазина одежды уже присутствует целая коллекция от «Союзмультфильма»: носки, футболки, чехлы для телефона с Волком, Зайцем, Винни-Пухом и Чебурашкой.
До этих всем известных мультяшных звезд далеко персонажам недавнего (а потому и неизвестного) мультика «Пык-пык-пык», выпущенного на «Союзмультфильме» в 2014 году. Тем не менее его содержание в свете происходящего крайне символично. Птица враждует с муравьями, живущими рядом с ее деревом. Вдруг среди суматохи появляется лесоруб, который хочет немного попилить. Птицы и муравьи дают отпор захватчику, он теряет штаны и хлеб, которые в итоге становятся законной добычей. Смысл правильный - вместе мы всё сможем.
Этот тезис в полной мере подхватывается и на странице агентства ONY, посвященной ребрендингу «Союзмультфильма». Одна из демо-иллюстраций предлагает: «А хочешь мы эту сосиску вместе съедим?».
Как не захотеть-то? Ведь на этом выросли целые поколения. И вырастут ещё. Потому что при таких делах новых хороших отечественных мультфильмов не дождаться ни нашим детям, ни внукам.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»