В Театре-фестивале «Балтийский дом» состоялась очередная премьера - четвертая за последние пару месяцев. На этот раз в «Балтдоме» обратились к классике - повести Гоголя «Тарас Бульба», которую интерпретировал драматург Михаил Башкиров, а поставил молодой режиссер из Якутии Сергей Потапов.
И в данном случае не хочется заниматься анализом спектакля «Тарас», в котором, как и в любом другом, есть и минусы, и плюсы. К последним однозначно относится исполнение роли Тараса харизматичным, разноплановым актером Леонидом Алимовым и появление на сцене большой группы талантливых молодых артистов. То есть потенциал в театре есть - и молодежь, и мастера, которую эту молодежь могут многому научить. Нет в «Балтдоме» только зрителей - своих.
Не далее как на прошлой неделе в театре проходила унизительная акция - все билеты на любой сентябрьский спектакль продавались по одной цене - 500 рублей. И такая акция в «Балтдоме» уже стала традиционной. Огромный зал почти на тысячу мест обычно не заполняется даже наполовину - зрителей из бельэтажа пересаживают в партер, а сам бельэтаж стыдливо прячут за занавеской. Чтобы не смущал зияющей пустотой.
Аншлаг бывает только на премьерах, куда подтягиваются родственники и знакомые создателей спектакля. Может быть, отсюда и такое количество премьер - четыре только за летние месяцы! Причем самых разных жанров. «Таланты и поклонники» Островского, «Милый друг» Мопассана, «Как закалялась сталь» - уже другого Островского и, наконец, «Тарас». Большие постановки, требующие долгой работы, в «Балтдоме» выдают как на конвейере, кажется, так и не определившись, для какого зрителя работают. Потому что те, кто пойдет на одного Островского, никогда не пойдут на другого. И вообще непонятно, кто пойдет на спектакль «Как закалялась сталь». При всем уважении к поставившему его режиссеру Анатолию Праудину, попытавшемуся вдохнуть в замшелый текст жизнь. И вдохнувшему. Но одно название уже отпугнет потенциальных зрителей. Так что стоит ждать школьных культпоходов. Хотя, кажется, в школе теперь историю Павла Корчагина не проходят…
В общем, все попытки заманить зрителя таким разножанровым винегретом пока оканчиваются бесславно. Зато вполне успешно в том же «Балтдоме» каждую осень проходит фестиваль «Балтийский дом», на который съезжаются театры из стран Балтии. И не только. Лучшие работы, лучшие режиссеры во главе с Някрошюсом - всё прекрасно. Отсюда и «добавка» к названию - «театр-фестиваль». Только почему-то к первой части названия относятся по остаточному принципу. А ведь когда-то Театр Ленинского комсомола (как назывался в советские времена «Балтдом») был одним из лучших в городе, здесь ставил Товстоногов, сюда было не попасть.
Но уже много лет здесь - застой и развал. Несменяемое руководство, непонятно по какому принципу выбирающее репертуарную политику, позорные финансовые условия для актеров. Зарплаты - чуть больше МРОТ по Петербургу. Лично знакома с одним заслуженным артистом «Балтдома», который в свободное от творчества время «таксует». А ведь, казалось бы, 90-е давно прошли.
И такая ситуация не только в «Балтдоме». Почти все петербургские театры, находящие в городском подчинении, существуют примерно одинаково. Несменяемое руководство, пускающее в свои владения только угодных, нищенские зарплаты сотрудников. Так, в Театре им. Комиссаржевской за последние годы сменилось уже несколько главных режиссеров. У каждого было свое творческое лицо, свои зрители. Но один режиссер уходил, приходил другой, постоянная публика не успевала сформироваться. Как результат - полупустые залы. Зато худрук в Комиссаржевке уже десятилетия - один, несменяемый.
История с Театром комедии - примерно та же. С посещаемостью здесь, правда, все в порядке. Но уровень постановок, мягко говоря, антрепризный.
И похоже, никого, кроме театралов, это не волнует. Те, кто должен заниматься организацией театрального процесса в городе на уровне власти, выполняют в основном функции «свадебных генералов» - появляются на различных «датных» мероприятиях. Да и то не часто.
Тут хочется вспомнить трагически погибшего Антона Губанкова в бытность его руководителем городского Комитета по культуре - его можно было видеть на каждой премьере. То есть человека интересовала не просто его должность сама по себе, но и то, чем он на этой должности обязан был заниматься. «В теме» был человек.
Чего не скажешь о тех, кто отвечает за культуру в городе сегодня. Ни вице-губернатора Владимира Кириллова, ни председателя Комитета по культуре Константина Сухенко почти не видно - и не то что на премьерах, их вообще не видно и не слышно.
Уже стала почти такой же анекдотической, как история со стадионом, история с переводом Театра «На Литейном» из областного подчинения в городское. Сколько было сказано слов, губернатор лично говорил, что да, забираем. Но «мужик сказал» - не значит «мужик сделал». Прошло уже несколько лет. Театр, находящийся в самом центре Петербурга, по-прежнему относится к области. Но, кажется, уже об этом не жалеет. По крайней мере на каждой премьере театра можно увидеть отвечающего за культуру в Ленобласти чиновника, который буквально в пояс кланяется, и благодарит, и восхищается. Что для творческих людей не менее важно, чем финансовая поддержка.
Хотя она тоже не помешает. Вот как долго уговаривали Юрия Бутусова (еще тот же Губанков) возглавить Театр им. Ленсовета. Наконец он согласился. И за несколько лет создал театр с таким «необщим выражением лица», что его надо не просто поддерживать, а именно что в «пояс кланяться». Сегодня, пожалуй, только здесь у зрителя есть возможность оторваться от обыденности и погрузиться в какой-то невероятный параллельный мир на уровне снов и мечтаний. Для чего по большому счету театр и существует. При этом у режиссера, к которому в Москве стоят очереди из худруков ведущих театров, срываются с его петербургским театром престижные гастроли - из-за нехватки средств. Ему нужна эта головная боль? Бросит всё и уедет в Москву и будет там купаться в славе. Как уехали уже десятки актеров и режиссеров. За свободой творчества, которая подразумевает в том числе и финансовую свободу.
Некоторым, правда, уезжать не нужно - тем, кто работает в театрах федерального подчинения. Список короткий - Александринка, Мариинка, БДТ, МДТ. Эти театры и сами куда хочешь могут позволить себе поехать, и звезд пригласить. Так, в самое ближайшее время в БДТ ждут на постановку «великого и ужасного» Богомолова, на фестиваль «Александринский» - такую экзотику, как Египетский национальный театр с его главным хитом «Тайная вечеря», МДТ - просто ждут во всех странах мира. Ну а уж про Мариинку и говорить нечего, в любой постановке - хоть балетной, хоть оперной - звезда на звезде. В общем, всё в порядке в этих театрах с финансированием, а соответственно и с гастролями, и с зарплатами, и с техническим оснащением. Такой вот кусок «федерального счастья» в нищем петербургском театральном мире.
Естественно, чиновники от городской культуры могут в ответ выкатить целый список сделанного - что-то отремонтировали, кому-то дали помещение. Но всё это выглядит так убого на общем фоне. В том числе на фоне Москвы, где в каждом подвале и в каждом старом кинотеатре открывается театр или выставочный зал, а не магазин. А у нас в каждом районе стоят разваливающиеся бывшие кинотеатры, которые вполне можно отдать небольшим театральным коллективам, и будет у жителей этих районов альтернатива проведения свободного времени. Не потянут театры - можно сделать картинные галереи, концертные залы (учитывая, что на всю культурную столицу приходится один большой полноценный концертный зал - «Октябрьский», с очень сомнительным попсовым репертуаром). Хотя бы что-то сделать! А не смотреть, как уже зарастают травой бывшие «очаги культуры». А другие «очаги» влачат жалкое существование или занимаются совсем не тем, чем должны заниматься. Старейшая киностудия страны «Ленфильм», например, в последнее время в основном ведет культурно-массовую работу и выступает в качестве «арендодателя». В производстве же на студии сегодня всего две (!) картины. Но это уже совсем другая история - не театральная, киношная. А есть еще истории музыкальные (тот же БКЗ), социальные (театр «Куклы», ориентированный на детей с ограниченными возможностями, наконец вернулся в свое специально оборудованное помещение, которое был вынужден покинуть из-за нехватки средств на оплату аренды, - благодаря банку-спонсору, а никак не городу) и еще масса других историй. Которые на фоне строительства стадиона кажутся ерундовыми, но в целом создают образ города. Великого города с областной судьбой.
Алиса ИВАНОВА,
интернет-журнал «Интересант»