В сказке о волшебнике Изумрудного города героиня шла по дороге из желтого кирпича. Но это не наш путь - в Музее политической истории решили пройти «дорогой» красного кирпича, в связи с чем открыли выставку под названием «Красно-кирпичный Петербург», которая тоже сильно напоминает сказку. Довольно страшную. Ведь то, что сегодня представляют собой бывшие рабочие окраины, когда-то застроенные зданиями из красного кирпича, никаких положительных эмоций не вызывает. Зрелище в основном печальное, хотя устроители выставки и попытались рассказать об истории этих зданий бодрым тоном. Правда, почти каждая из историй заканчивается словами «к сожалению» и «грустное зрелище».
По ком звонит кирпич
Началось же кирпичное строительство в нашем городе еще во времена Петра I, когда на берегах петербургских рек, около залежей глины, стали появляться первые кирпичные заводы. И на выставке можно увидеть раритеты - например, кирпич с клеймом в виде императорского орла, обнаруженный при реставрационных работах в Новом арсенале на Кронверке, и кирпич с Малой Митрофаньевской улицы, тоже насчитывающий не одно столетие. Ну и просто образцы кирпичей, наглядно демонстрирующие, каким разнообразным бывает этот строительный материал, лучшим представителем которого является тот самый красный кирпич, из которого когда-то и строились целые рабочие кварталы на окраинах Петербурга.
«Правильный» красный кирпич не ломается, а при ударе должен издавать звон. Видимо, петербургские фабрики и казенные заведения, водонапорные башни и пожарные вышки, газгольдеры и электростанции строились из такого «правильного» кирпича, раз до сих пор стоят. Правда, нельзя сказать, что они украшают город, но в любом случае являются памятниками истории и архитектуры.
Военный Сталинград или мирный Петербург?
И тут начинается грустная часть выставки, которая, как и положено в наше время, частично интерактивная: ее посетителям предлагают пройти весь «краснокирпичный путь» - от строительства до наших дней - с помощью экранов с информацией и фотографиями.
Например, прогуляться по набережной Обводного канала, которая когда-то обозначала южную границу города, а за ней начинались рабочие поселения. Это самая длинная «дорога из красного кирпича» - на набережной Обводного канала располагались пивоварни и спиртоводочные заводы, электростанция и бумагопрядильни. Кстати, одной из них повезло больше всего - сегодня здесь находится креативное пространство «Ткачи», поэтому здание - в более-менее приличном виде. А вот тянущееся почти как Кремлевская стена, чуть ли не километр, красное здание завода «Красный треугольник», созданное архитекторами Юргенсом, Гедике и фон Генрихсеном, нынче представляет собой печальное зрелище. Затянутый строительный сеткой фасад и закоулки, в которых Федор Бондарчук снимал свой фильм «Сталинград». То есть разруха и упадок как во время войны. Учитывая, что Обводный канал давно уже не окраина, а практически центр города, это по меньшей мере странно.
С надеждой на будущие поколения
Формирующие небесную линию Петербурга на левом берегу Невы здания Петровской мануфактуры, построенные 1880-х годах, тоже не слишком радуют глаз. Особенно угнетает зрелище полуразрушенных заводских помещений, где сегодня возводятся новые кварталы. Кстати, ради новостроек уже был разрушен не один десяток зданий, имеющих историческое значение. Например, на улице Розенштейна, идущей от набережной Обводного канала, были снесены здания в стиле модерн. Якобы ввиду их аварийности.
Не лучше ситуация и на правом берегу. Здесь здание за зданием сносят бывшую писчебумажную фабрику братьев Варгуниных. Один из братьев - Николай - организовал Воскресные классы, где могли учиться рабочие, и школу для их детей. Но сегодня на здании, где располагались эти классы, его память не увековечена, зато висит мемориальная доска, напоминающая о том, что там преподавала Надежда Константиновна Крупская. Для которой, так же как и для ее коллег, эти классы стали центром марксистской пропаганды. Результат этой пропаганды сегодня можно увидеть здесь же «в полный рост» - то, что не перешло в частные руки, разрушается и гибнет.
Такое вот впечатление остается после посещения выставки, которая в первую очередь призвана не дать разрушиться хотя бы памяти о том, что когда-то создавало архитектурный облик города. Поэтому очень уместны в экспозиции детские работы на тему «краснокирпичного» строительства. Может быть, будущие строители, архитекторы, бизнесмены и градоначальники, когда вырастут, сумеют с уважением отнестись к тому, что оставили для них предыдущие поколения.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»