Почти шестьдесят икон из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, насчитывающего пятьсот иконописных памятников, временно переехали в особняк Румянцева, где их впервые увидят все желающие. История создания этих икон охватывает почти два столетия - с XVII до начала ХХ века, так называемый синодальный, или императорский, период иконописания.
Отобрали для выставки самые интересные экспонаты, дающие представление об основных тенденциях в развитии русского иконописания. География создания икон тоже впечатляет - она охватывает территорию практически всей страны: от Москвы и Петербурга, Мстеры и Палеха до Русского Севера и Урала.
Есть здесь и большие, соборные иконы, и иконы для домашней молитвы. В музей они поступили в основном из ризницы Петропавловского собора и от частных лиц, а некоторые попали в собрание благодаря таможне, остановившей их вывоз за границу.
Особый же интерес представляют два уникальных иконостаса из Петропавловской крепости: один - из Домовой церкви Комендантского дома, другой - из Екатерининского придела Петропавловского собора.
Так, походный иконостас Александра I, который сопровождал его в заграничном походе 1813 - 1814 годов, после окончания войны по царскому распоряжению установили в Домовой церкви Комендантского дома, а в 1837-м - передали в ризницу Петропавловского собора. Архивные документы говорят, что в 1855 году, в период ремонта собора, он был установлен во временной церкви-палатке на плац-параде крепости. А в 1980-х поступил в музейные фонды, где хранился разрозненно, никто даже и не догадывался, что он представляет собой единое целое. О том, что отдельные образы, а всего их девять, были предназначены для одного иконостаса, реставраторы догадались по форме верхних икон - все они треугольные.
Благодаря этому походный иконостас был собран и сегодня является единственным в мире целым иконостасом, выполненным в редкой технике росписи по шелку. Подобные иконостасы изготавливались только мастерами Московской оружейной палаты по заказам царей и ближних бояр. И на сегодняшний день таких сохранились единицы, да и то в основном в фрагментах. Так что ценность представленного на выставке иконостаса Александра I трудно преувеличить.
Так же как ценность иконостаса из Екатерининского придела Петропавловского собора, куда он был перенесен по указанию императрицы Елизаветы Петровы в 1779 году из церкви Владимирской Иконы Божией Матери, что находилась в усадьбе «Собственная дача» около Петергофа. За время бытования иконостаса образы неоднократно обновлялись и реставрировались, особенно часто - иконы нижнего ряда, которые от петербургского климата страдали больше всего. Некоторые из них даже заменялись.
На сегодняшний день из 20 икон разобранного в 1917-м иконостаса сотрудниками Музея истории города обнаружены 17. Но они надеются когда-нибудь обрести и три утраченные. Тем более что существуют документы, в которых они перечислены, и даже фотографии Василия Сабанеева, сделанные в начале ХХ века в Петропавловском соборе, в том числе в Екатерининском приделе. По ним и воссоздана для выставки временная реконструкция трехъярусного иконостаса, все иконы которого - разной формы. А сотрудники музея надеются не только на обретение утраченного, но и на то, что когда-нибудь оба иконостаса вернутся на свои исторические места.
Но иконостасы - не единственные раритеты на выставке. Здесь можно увидеть и самые ранние по времени создания иконы - «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» второй половины XVII века, «Святой Иоанн Богослов в молчании» первой трети XVIII века и старообрядческую икону «Святой Кирилл Александрийский» первой четверти XVIII века - и поморскую икону конца XVIII века «Плач Богоматери при Кресте», в свое время ставшую «новым словом» в иконографии из-за изображенных на ней орудий страстей и предметов, связанных с последними днями Христа. Отдельный интерес представляют серебряные оклады конца XIX - начала XX века, которые сами по себе являются произведениями искусства.
Но даже если посетители выставки не узнают всех исторических, географических и художественных нюансов создания тех или иных икон, им вполне достаточно будет просто на них внимательно посмотреть. И они, как было сказано на открытии выставки, станут «сопричастны той небесной красоте, отблеском которой всегда была и остается русская икона».
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»