Два главных фильма, претендующие на «Оскар-2018», дошли до российского проката. «Форма воды» Гильермо дель Торо - уже там, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДона появится на экранах 1 февраля. Картины эти не просто разные - они противоречат, идеологически противостоят друг другу. И в этот раз «Оскар» (а церемония вручения премии назначена на 4 марта) станет площадкой, на которой в главной битве столкнутся зло и добро - даже не в киношном, а в человеческом плане.
Отбор «оскаровских» претендентов уже давно сопровождается такой цензурой, какая не снилась и советскому Госкино. К гонке обычно допускают только «правильные» картины, в которых обязательно должны присутствовать англосаксонский патриотизм и назидательная толерантность. Очень приветствуется и «голубая» начиночка. При окончательном подведении итогов всегда соблюдается квота для темнокожих режиссеров, актеров, сценаристов - независимо от реальных заслуг, им гарантирована премия минимум в трех-четырех номинациях.
С этих позиций «Форма воды» (13 номинаций на «Оскар», в том числе - лучший фильм, мужская роль второго плана, лучшая актриса, лучшая женская роль второго плана, лучшая операторская работа, лучшая режиссура, лучший оригинальный сценарий) - идеальна для победы. Тут есть всё из перечисленного, и даже больше. Творение Гильермо де Торо посвящено интимной связи женщины и… морского чудища. Да, в истории кино были многочисленные версии «Кинг-Конга» и «Красавицы и чудовища», но все они были весьма пристойны. Здесь мы имеем дело с совершенно другим. «Форма воды» - это фактически первая зоофильская мелодрама.
Главная героиня - некрасивая немая мигрантка-мексиканка, работающая уборщицей в секретной американской лаборатории. Девушка жаждет любви и отчаянно мастурбирует в переполненной ванне. Ее сосед по квартире - благородный пожилой гей, любящий своих кошек (в хорошем смысле, это важно в свете дальнейшего развития событий). Ее подруга и коллега по уборке лаборатории - афроамериканка; она поддержит героиню, когда та воспылает чувством к омерзительному, отталкивающему монстру-амфибии, ставшему объектом изучения ЦРУ. На пути большой любви мексиканской уборщицы и болотной твари стоит не только главный злодей - американский особист и, что хуже всего, белый мужчина. Свои интриги плетут и наши злобные спецслужбы (куда без них?). Но никакие интриги шпионов двух супердержав не в силах сдержать большое и чистое чувство - уборщица и освобожденный ею из застенков лаборатории монстр соединяются в любовной страсти. В той самой ванне. Правда, процесс межвидового соития создатели картины застенчиво демонстрируют зрителю сквозь задернутую ванную шторку. Зато некоторые детали нам живописуют посредством посткоитального диалога героини и ее подруги. «У него там… есть?» - любопытствует афроамериканка. Немая героиня довольно кивает и руками изображает анатомические подробности своего суженого.
Исполнительница главной роли Салли Хокинс, а также Ричард Дженкинс, тот самый сосед-гей, получили свои номинации на «Оскар». Равно как и Октавия Спенсер, исполнившая роль негритянки-уборщицы. Для полноты впечатлений скажем, что блистательный путь восхождения этой звезды начался с роли в фильме «Прислуга»: госпожа Спенсер сыграла в нем служанку, которая накормила белокожую работодательницу тортом, замешанным на своем собственном дерьме. Аплодисментам американских кинокритиков тогда не было предела.
Повторимся: в общей сложности «Форма воды» получила 13 номинаций на «Оскар». У другого главного номинанта - остросоциальной драмы «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» - их меньше. Всего семь. Но то, что лента вообще номинирована на «Оскар», - абсолютное чудо.
Мартин МакДона рассказывает грубую по сути, но чрезвычайно тонкую по форме и образам историю о поиске справедливости. Героиня актрисы Френсис МакДорманд потеряла дочь - ее изнасиловали и сожгли. Полиция ограничилась формальными процедурами, убийца не найден. И ожесточенная мать решает действовать грубо и безудержно, не считаясь с тем, что в итоге ломается жизнь и без того умирающего шерифа, а его помощник оказывается на обочине. В картине нет снисхождения ни к кому: ни к силовикам, ни к обитателям городка, ни к жертве, ни даже к самой героине ленты. Но если бы у нас, в России, модный режиссер снял бы по такому сценарию какую-нибудь «Нелюбовь в кубе», то у МакДона феноменальным образом получилась философская притча с тенью надежды в финале и порой с прячущейся в уголках губ улыбкой. Хотя казалось бы - куда уж тут улыбаться.
Это очень тяжелый, жесткий и в то же время светлый фильм. Фильм-вызов. И - фильм, который смотрится на одном дыхании. Невероятный сценарий, невероятная режиссура, невероятная актерская игра. Ничего подобного по уровню мастерства в мировом кинематографе не было лет двадцать, а может, и больше.
Словом, картина прекрасна во всех отношениях. Но что значат художественные достоинства перед лицом сформулированного свыше «общественного» запроса к Голливуду? Не живописуются извращения, не провозглашаются постулаты гендерного и расового равенства.
Соответствующее отношение демонстрирует и российский филиал американского прокатчика картины: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» выходят в отечественный прокат в мизерном количестве копий - всего 250 на всю страну. В то же время «Форма воды» идет сейчас на 544 экранах.
Вся логика развития событий вокруг «Оскара» и американского кино в целом говорит о том, что Мартину МакДону особо рассчитывать не на что. Ведь он, подумать только, пошел не по дороге толерантности и всеобщей терпимости, а совсем наоборот.
Так что несложно предсказать: зло в очередной раз одержит на «Оскаре» победу. Гильермо дель Торо получит свои 13 статуэток. Ну может, не 13, а 11 или 10.
Один только недочет есть у «Формы воды». Лента не упомянута в одной из ключевых номинаций - «Лучший актер». Как-то не получилось у Американской киноакадемии запихнуть туда глубоководное чудо-юдо. Но не беда: эту номинацию вполне можно будет отдать претендующему на «Оскар» Тимоти Шаламе, изобразившему 17-летнего юношу, познающего первую «любовь» к красивому мужчине в пейзажной мелодраме «Зови меня своим именем». И действительно, здесь всё на месте: интеллектуальная еврейская семья, проживающая на роскошной итальянской вилле, молодой гость, целованье пальцев ног, томный стон юноши в ночи: «Больно!» и даже изнасилованный персик. И в финале еще отец главного героя, поучающий отпрыска - мол, не нужно противиться своей любви, а то так и пойдешь по жизни с проклятой недосказанностью, а на месте любви останется только дыра.
С последним точно никак не поспоришь. Ни в смысле актуальной для Голливуда «любви», ни в смысле самого «Оскара». Там, где когда-то было пусть не всегда искусство, но, как правило, захватывающее зрелище, в результате заигрываний с перевернутой моралью скоро останется только черная дыра, бывшая когда-то фабрикой упоительных грез.
Константин КАЮКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»