По сложившейся за последнее десятилетие традиции в День России в Кремле вручают Государственные премии. Не стал исключением и этот год - из рук президента награды за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также гуманитарной деятельности получили те, кто этого, без сомнения, заслуживает. В списке награжденных были и двое петербуржцев - художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов и художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра балета Борис Эйфман были отмечены за вклад в развитие искусства.
«Ваша жизнь, увлеченность своим делом - пример особой, вдохновляющей силы, - сказал Владимир Путин, обращаясь ко всем лауреатам на церемонии награждения. И безусловно, вы обладаете той внутренней свободой, которая открывает простор для реализации талантов, для дерзновенного творчества, научного поиска». Президент отдельно отметил «талант, природный дар приобщения людей к музыкальным шедеврам, к высшим идеалам и ценностям», которым обладает маэстро Юрий Темирканов, и творческий стиль Бориса Эйфмана - «всегда смелость, всегда свобода, отказ от заданных рамок и канонов».
В ответном слове Эйфман сказал, что его театр, который в этом году отметил 40-летний юбилей, гордится тем, что «активно участвует в архиважной миссии - культурной дипломатии». Но, конечно, не стал говорить о том, что для этого театра уже много лет в городе не могут достроить здание. Церемония все-таки торжественная, и не предполагает разговор о проблемах.
А между тем сроки сдачи здания театра каждый год отодвигаются и отодвигаются. А знаменитый на весь мир коллектив вынужден показывать свои спектакли на чужих сценах. Какие сложности и издержки это приносит, думается, можно подробно не рассказывать.
Кстати, нынешняя Госпремия у Эйфмана не первая - в 1999-м он уже получал ее за ряд своих спектаклей. За почти двадцать прошедших с тех пор лет его искусство только совершенствовалось, а вот условия для творчества остались прежними: репетиционная база отдельно, сцена для выступлений - отдельно. Видимо, «свобода и отказ рамок и канонов» в Петербурге не сильно поощряются. Иначе городские власти уже бы давно решили вопрос с театром Эйфмана.
Думается, как раз из-за такого наплевательского отношения к культуре в северной столице лауреатов Госпремии из нашего города в последние годы настолько мало. По пальцам пересчитать. Алиса Фрейндлих, Александр Сокуров, Валерий Гергиев, Даниил Гранин (ныне покойный), Борис Пиотровский, Лев Додин. С трижды лауреатом Госпремии Львом Додиным и зданием для его театра, кстати, происходит та же история, что и с театром Эйфмана, - стройка затянулась, и в ближайшем будущем вряд ли будет завершена. А пока театр Додина - МДТ - показывает свои спектакли в зале на 300 мест. Но хорошо хоть на своей сцене, и звездная труппа не бегает с костюмами и реквизитом по чужим площадкам.
А в то же время в других театрах, занимающих особняки в центре города, царит тишь и гладь, граничащая с комой. И их руководителям не грозит не то что Государственная премия - им вообще ничего «не грозит», они годами занимают насиженные места, продолжая выпускать спектакли практически для самих себя. Зато в заданных «рамках и канонах». Это сегодня в культурной столице приветствуется и поощряется. А проявил «увлеченность и внутреннюю свободу», как бывший худрук Театра им. Ленсовета Юрий Бутусов, - вон не только из театра, но и из города! Так что вечные стройки для Додина и Эйфмана - еще мягкая мера борьбы с теми, кто «вне рамок».
Если говорить откровенно, пусть это и прозвучит цинично, квота потенциальных претендентов на Госпремию «от театра» в Петербурге практически выбрана - есть еще одна-две фамилии, и на этом всё. Остальное - болото.
Но если театр хоть в каком-то виде в нашем городе еще существует, то с кино - просто катастрофа. Тот же Сокуров - практически последний из могикан. Славная когда-то киностудия «Ленфильм» сегодня выпускает 2 -3 фильма в год, и событием эти картины, мягко говоря, не становятся. На студии нынче занимаются чем угодно, только не тем, чем должны. Поэтому рассчитывать на Госпремию петербургским кинодеятелям тоже явно не приходится.
С оперой, балетом и классической музыкой дела обстоят получше, но и тут всё крутится вокруг нескольких громких имен. Трижды получал Госпремию Гергиев и дважды - Темирканов, и нет оснований предполагать, что и в последующие годы что-то кардинально изменится.
Так что пока можно рассчитывать увидеть в числе будущих лауреатов только музейщиков - благо музеев у нас много и работа там проводится колоссальная. Опять же директор Эрмитажа Михаил Пиотровский получал Госпремию только один раз - в прошлом году, а значит, еще вполне может претендовать.
Но в любом случае как считали лауреатов Госпремии из Петербурга по пальцам, так и будем продолжать считать. Довольно скромная участь для города, который когда-то считался культурной столицей страны, а на деле уже несколько лет является затхлой культурной провинцией.
Анна ТАРАСОВА,
интернет-журнал «Интересант»