«Любите ли вы театр так, как любим его мы?» - с полным основанием могут спросить те почти полторы тысячи человек, которые входят в состав Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал», существующего в нашем городе уже 67 лет. И это именно обычные зрители - профессионалы собираются в другие сообщества, где оценивают театральные работы по несколько другим критериям. У обычного же зрителя свой взгляд на процессы, происходящие в театрах культурной столицы. И своя премия, которую каждый год уже почти двадцать лет «Театрал» вручает тем спектаклям и актерам, которых выбрало жюри, составленное из самых активных участников общества. В этом году церемония вручения премии проходила в Доме актера на Невском, и практически все лауреаты на нее пришли. Потому что понимают - без зрителей их творчество бессмысленно.
Каждому - «по заслугам»
Кто же те люди, мнением которых так дорожат театральные коллективы? Как рассказала зампредседателя общества «Театрал» Тамара Ильина, в последнее время в общество вступают в основном по «меркантильным» причинам - билеты в театры стоят дорого, а члены общества могут посещать их бесплатно или по льготным ценам. Учитывая, что рядовые любители театра - самых разных возрастов и профессий - это в основном люди с не самыми высокими доходами, такой бонус им очень кстати. Но в любом случае, чтобы стать членом общества, надо обладать какими-то знаниями в области театра. А еще - платить членские взносы. Именно благодаря им и удается каждый год устраивать церемонию вручения премии по полной программе - с цветами и призами в виде эмблемы «Театрала», нарисованной в свое время еще Николаем Акимовым.
В этом году таких призов было более двадцати, а всего за год членами общества отсмотрено сто пятьдесят премьер. Правда, как сетует Тамара Ильина, за последние пару лет количество действительно ярких, запоминающихся спектаклей сильно сократилось. Но все равно они были, и каждый получил «по заслугам». Номинаций «Лучший спектакль» или «Лучший актер» на этой премии нет, но для каждого лауреата театралы нашли свое определение.
Напомнить о звездном небе
Так, спектакль Александра Баргмана в Театре имени Комиссаржевской «Прикинь, что ты - Бог» получил приз за то, что «напомнил о звездном небе над головой и нравственном законе внутри». Получать приз вышел почти весь актерский ансамбль спектакля во главе с Баргманом, который, к сожалению, уже не является главным режиссером Комиссаржевки. Режиссер был невесел и сказал, что общество «Театрал» сегодня - это тот ветер петербургской культуры, которого в наше непростое время, когда люди живут, выживают и порой не отдают себе отчета в том, что делают, так не хватает.
Именно за «ветер петербургской культуры», а вернее «за воплощение образа Петербурга как эпицентра событий», были награждены режиссер и сценограф спектакля «Идиот» в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Алексей Степанюк и актерский ансамбль спектакля. Степанюк был задумчив и многословен. Он рассказал, как страшно и ответственно было ставить Достоевского в городе, который помнит знаменитый спектакль «Идиот» Товстоногова в БДТ со Смоктуновским. Это было время, когда Ленинград встал - и не потому что играл «Зенит», а потому что все обсуждали спектакль. Тогда наш город действительно был эпицентром событий, сегодня все изменилось, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Невесел был и режиссер Большого театра кукол - единственного кукольного театра в стране, где каждый вечер идут спектакли для взрослых и где ставят Экклезиаста, Бродского и «Песнь Песней», - Руслан Кудашов, получивший приз за свой спектакль «Шпиль» по Уильяму Голдингу. Он отметил, что эта награда ему очень важна, потому что вокруг спектакля, который создавался десять лет, после премьеры образовался некий вакуум молчания, и приз «Театрала» - первое подтверждение того, что постановку приняла публика.
И совсем уж печален был артист театра «Зазеркалье» Виталий Гордиенко, награжденный за цикл музыкально-поэтических моноспектаклей. А невесело, по его словам, потому, что сейчас вроде бы и не война, и не голод, а город постепенно превращается в культурную провинцию.
Пусть «Оскар» подождет
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что церемония прошла в минорном ключе. На самом же деле, несмотря на минор, звучавший в речах некоторых лауреатов, это все равно был праздник. Веселый, смешной, местами нелепый, с накладками и путаницей. Что создавало домашнюю атмосферу, а у некоторых лауреатов, наоборот, вызывало ассоциации с «Оскаром». Например, Вера Карпова, получившая премию за роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье - лучше» Театра комедии, где она проработала 61 год, пошутила, что, если что-то перепутали, как на «Оскаре», то она не хочет отдавать свой приз Мэрил Стрип.
О том, как дорого им зрительское признание, говорили и другие награжденные, среди которых были представители Александринки, БДТ, Театра на Василевском, Балтдома, театра «Комедианты», Мариинки, Михайловского театра, Театра Ленсовета, театра «Мастерская», Пушкинской школы и Учебного театра.
В общем, в этот вечер «ветер петербургской культуры» коснулся многих. Но только не тех, кто должен интересоваться настроениями, царящими в театральной среде, и тенденциями ее развития по долгу службы. А они могли бы кое-что почерпнуть из выступлений лауреатов, которые сказали много того, что никогда не сказали бы в более официальной обстановке. Да и сделать выводы о предпочтениях рядовых зрителей чиновникам от культуры было бы полезно. Но учитывая, что ответственный за культуру вице-губернатор Владимир Кириллов даже на вручении учрежденного в том числе и при содействии Комитета по культуре «Золотого софита» присутствовал три минуты, то ждать его на «какой-то» зрительской премии было бессмысленно. Представителей Комитета по культуре в Доме актера тоже замечено не было, хотя приглашение им присылали. И действительно, когда чиновникам интересоваться культурой, им ведь надо ею руководить...
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»