Режиссер Кеннет Брана предъявил миру свое прочтение одного из самых известных детективных романов - «Убийства в «Восточном экспрессе». Тем, что новую экранизацию вообще можно смотреть, мы обязаны исключительно гению Агаты Кристи. Голливудские звезды подавали себя как могли, но в итоге спасовали перед нелепым сценарием и причудами режиссера.
Прокатчики не зря приберегли к ноябрю выпуск на экраны двух знаменитых детективов. Мрачные истории отлично гармонируют с темными ранними вечерами и пронизывающим неуютным ветром. В конце месяца мы увидим Майкла Фассбендера в кровавой экранизации романа Ю Несбё «Снеговик». А на этой неделе в прокат выходит очередное «Убийство в «Восточном экспрессе». И, право, для того, чтобы замахнуться на этот всем известный сюжет, нужно обладать большими силами. Похоже, Кеннет Брана переоценил свой творческий потенциал.
«Убийство» манит киношников обилием страстей, кипящих в камерном пространстве застрявшего в снегах состава. Здесь есть всё, чтобы привлечь внимание зрителя: собственно интрига, яркие характеры, загадка, а также роскошные интерьеры люксового поезда - есть, где развернуться оператору. В то же время предписанная писательницей лапидарность действия грозит обернуться на экране театральщиной, превратив картину в аналог «Литературных чтений», знакомых старшему поколению по трансляциям Всесоюзного радио.
И режиссеры подстраховываются. Сидни Люмет в ставшей классикой жанра экранизации 1974 года (которая, кстати, пришлась весьма не по душе сходящей во гроб Кристи), собрал сильнейших актеров: в фильме блистали Альберт Финни, Лорен Бэколл, Шон Коннери, Майкл Йорк, Жаклин Биссет, Ванесса Редгрейв и Ингрид Бергман, получившая «Оскар» за женскую роль второго плана. Добавьте к этому еще пять номинаций картины на главную кинематографическую премию.
Далее «Убийство» прорвалось на телеэкраны. И если американский продукт Карла Шенкеля с Альфредо Молина в роли Пуаро бесславно провалился в 2001 году, то британская телеадаптация 2010 года (великого сыщика сыграл Дэвид Суше, а злодея Рэтчетта - знаменитый криминальный «коротышка» Тоби Джонс) покорила аудиторию множества стран. Своим путем пошли японцы, педантично локализовавшие текст Агаты Кристи в сериале 2015 года. Картина доступна в Сети на языке оригинала с субтитрами - ценители жанра получат удовольствие и, конечно, повеселятся вовсю.
И вот на фоне всего этого великолепия появляется Кеннет Брана, которому мало было внести коррективы в список персонажей и в классический ход действия. Режиссер и актер, примеривший на себя образы и Генриха Пятого, и Гамлета, и Макбета, и Франкенштейна, и злодея Яго, возжелал стать Эркюлем Пуаро. Но от комичного персонажа Агаты Кристи мало что осталось - разве что гипертрофированные усы, занимающие чуть ли половину экранного времени и пространства. Характер сыщика эксцентричен до невероятного. Сентиментальные беседы со старой фотографией Пуаро-Брана чередует с разными закидонами. Особенно ярко запечатлеваются в памяти требования сыщика к яйцам для трапезы, которые мало того что должны вариться ровно четыре минуты в «мягко кипящей» воде, но еще и находиться в полной симметрии друг к другу. Агата Кристи так сильно эту тему не педалировала.
Пока Пуаро таким образом хлопочет усами в абсолютном большинстве эпизодов, остальным персонажам делать как бы и нечего. В результате и получается та самая театральщина, когда возможности таких актеров, как Уиллем Дефо, Джуди Денч, Пенелопа Крус, Дерек Джекоби, Мишель Пфайффер и Оливия Колман, остаются невостребованными и им приходится разве что демонстрировать гламурные наряды и «светить лицом» - а вот, дескать, и мы! И даже выходящий в тираж Джонни Депп в роли гангстера-жертвы смотрится куда милее, чем напыщенный выскочка-сыщик-режиссер.
Нелепостей в картине много. Наследие Агаты Кристи в очередной раз пало жертвой политкорректности. Уже давно на Западе не существует романа «Десять негритят» - блюстители нравов усмотрели в названии пренебрежительное отношение к афроамериканцам и самовольно перекрестили произведение в «И никого не стало». Теперь же создателям показалось возмутительным отсутствие в списке главных действующих лиц представителей все того же цветного населения. И раз - британский джентльмен и офицер Арбэтнот, запомнившийся по образу, созданному сэром Шоном Коннери, превращается в среднестатистического темнокожего интеллигента. В число пассажиров злосчастного вагона затесался торговец-латинос. Возможно, мультирасовость необходима сценаристам для пущей социальной интриги - в ленте звучит пара сомнительных с точки зрения мультикультурализма реплик. А вспыльчивый венгерский граф-дипломат превращается в картине в… танцора. Данная роль досталась знаменитому украино-британскому балетному танцовщику Сергею Полунину, который по сценарию блестяще конвертирует эту самую вспыльчивость в конкретные силовые действия.
И даже интерьерной роскошью «Восточного экспресса» создатели картины толком не распорядились. Камера выдает порой такие планы, что от винтажной красоты хочется отмахнуться, как от блюда, которое довольная хозяйка без устали сует под нос растерявшимся от такого напора гостям. Остается только чувство досады - когда ждешь образца жанра, а в итоге тебе предлагают напомаженные усы и безукоризненно одинаковые яйца.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»