На экраны страны вышел фильм о крушении самолета над Боденским озером, в котором Дмитрий Нагиев изо всех сил старается как можно дальше уйти от своего классического образа прапорщика Задова, но у него это никак не получается.
Трагедия Виталия Калоева, потерявшего в катастрофе всю свою семью, а затем убившего швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена, отказавшегося принести извинения за свою фатальную ошибку, стала благодатной темой для кинодеятелей. В прошлом году мы лицезрели американскую картину «Последствия», где главного героя, превращенного из политических соображений в украинца, сыграл сам Арнольд Шварценеггер. Тот фильм оставил много вопросов. Нынешняя же лента режиссера Сарика Андреасяна добавила к вопросам еще и недоумение. Причем, вполне оправданно, - возмущенное.
Кому велено чирикать - не мяукайте. В случае с «Непрощенным» это не просто строчка из детского стишка, а непререкаемая истина. Для того чтобы приступить к большой и трагической теме боли, смерти, наказания и покаяния, нужно иметь определенный набор нравственных качеств и как минимум незапятнанную профессиональную репутацию. Кроме того, необходимо четко осознавать, на какой поляне ты играешь.
Взглянем на перечень режиссерских работ господина Андреасяна. «ЛОпуХИ», «Служебный роман: наше время», «Беременный», «Тот еще Карлосон!», «Что творят мужчины!». Всё это - низкопробные поделки, которые и комедиями-то назвать невозможно. В кадре - намозолившая глаза компания кавээновской поросли, а также «профессиональных» юмористов запредельного уровня - Михаил Галустян, Денис Добровольский (Павел Воля), Тимур Родригез, Анастасия Заворотнюк, Александр Олешко, Нонна Гришаева и т.п. И вот с таким-то послужным списком режиссер принимается за работу философского масштаба.
Правда, пару лет назад Андреасян представил публике свою работу «Землетрясение», посвященную спитакской трагедии. Ничего хорошего из этой попытки не вышло. Фильм собрал заслуженно скверные отзывы - на том можно было бы успокоиться и продолжать далее самовыражаться в творческих глубинах очередного камеди-клаба.
Но нет. Видимо, режиссерская душа возжелала эпоса. Который гарантированно не получился, превратившись в сопливые рыдания, рассчитанные на легкие кассовые сборы. Что же, наша публика в свое время с восторгом сидела на латиноамериканских сериалах - съела бы еще одно подобное зрелище. Но есть во всей этой киновакханалии еще один, особо циничный ингредиент.
Имя ему - Дмитрий Нагиев. Именно этот артист создал трагический образ мстителя (или преступника - каждый решает для себя сам) Виталия Калоева. Несмотря на темные трагические одеяния, кавказский акцент, отращиваемую в знак вечной скорби бороду (есть на Кавказе такой обычай) и горестные возгласы в лучших традициях театра эпохи сентиментализма, зрительская память не позволяет поверить в искренность и правдоподобность происходящего на экране. В воспоминаниях неотвратимо всплывают приблатненный физрук Фома, сонм маргинальных элементов из шоу «Осторожно, модерн!» и, конечно же, долбанутый на всю голову прапорщик Задов. А еще - реклама МТС, в которой Нагиев бегает со спутниковой антенной и общается с Хрюшей и Степашкой.
Отдадим должное актеру - у него явное, никем не оспариваемое мастерство по части изображения всяческих фриков и других человеческих недоразумений. Эти телепортреты остаются в памяти надолго. Он давно стал заложником своих ролей, сроднился с ними. И вряд ли это именно тот фундамент, на котором стоит воплощать неизбывное, непоправимое горе.
Горе в фильме получилось, разумеется, штампованным. Ну а какое еще оно могло получиться у автора «ЛОпуХОВ»?
Вот серый аэропорт с мрачными, во всю стену окнами. Вот фотография из прошлой счастливой жизни, заляпанная кровью, и памятник на фоне непогоды, и ставший в одночасье мертвым дом, и даже трогательный котенок как символ беззащитности и неприкаянности.
Но главное - это все-таки когнитивный диссонанс, который вызывает исполнитель главной роли. Ну, представьте, если бы нам показали в роли Гамлета Савелия Крамарова. Или Евгений Леонов вышел бы на сцену в образе, скажем, Александра Невского. И станет понятно, почему Нагиев в этой истории неуместен.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»