Завершившийся в Сочи «Кинотавр» еще раз подтвердил очевидное: никаких прорывов и откровений от отечественных кинематографистов зрителям ждать не стоит. Когда бал правят «все свои», речь о творчестве не идет. Успеть бы к раздаче средств из бюджетной кормушки.
«Кинотавр» с момента своего основания является настоящий зеркалом отечественной киноиндустрии. Именно на этом фестивале широкая общественность знакомилась с самыми яркими премьерами и новыми поколениями режиссеров и актеров. Но со временем все изменилось. Российский киноцех одолела кастовость и семейственность, а вся отрасль крепко подсела на финансирование проектов из бюджета при помощи Фонда кино - «тучные» годы позволили России начать систематические денежные вливания в кинопроизводство. Впрок это не пошло - несмотря на победные реляции Минкульта о том, что мы вот-вот поставим Голливуд на колени, дела в нашем кино идут всё хуже и хуже.
Знакомство с официальной статистикой ужасает. За все время деятельности Фонда кино успешными (то есть получившими хотя бы самую минимальную прибыль) стали всего 19 лент - из почти трехсот, поддержанных государственным бюджетом. Самым эпичным провалом оказалась многострадальная «Матильда» Алексея Учителя (-1,28 миллиарда рублей), которую, справедливости ради, Фонд кино профинансировал лишь частично. Среди других громких «минусов» на сотни миллионов рублей - «Солнечный удар» Никиты Михалкова, анимационные ленты «Савва. Сердце воина» и «Смешарики. Легенда о золотом драконе», ходульно-патриотический «Крым» и многие другие.
Такой результат говорит сам за себя. Неудивительно, что общий размер господдержки кинопроектов не оглашается. Но, по информации независимых источников, с 2012 года Министерство культуры и Фонд кино потратили на поддержку отечественного кинематографа около 41 миллиарда рублей. Только вдумайтесь в эту цифру! И вспомните, как давно вы ходили в кино на отечественную премьеру и получили от нее удовольствие.
Морализаторством заниматься не будем - это неблагодарное занятие. Лучше просто посмотрим на победителей нынешнего «Кинотавра» и картина станет еще более ясной.
Главный приз фестиваля взял фильм «Бык», дебютная работа режиссера и сценариста Бориса Акопова, в недавнем прошлом - балетного танцовщика. Выдержка из синопсиса: «90-е годы. Пустые прилавки магазинов, экономическая пропасть и криминальные драмы, разворачивающиеся буквально на каждом углу. Молодой лидер преступной группировки Антон Быков по прозвищу «Бык» вынужден зарабатывать любыми способами, чтобы обеспечить свою семью». Как видите, без хайпа на трудном прошлом страны здесь никак не обошлось. Фильм поддержан Минкультом. Абсолютно ясно, что эта тема вряд ли привлечет в кинозалы массового зрителя. Таких историй каждый человек среднего возраста может рассказать и сам - и безо всякого государственного финансирования.
Приза «За лучшую режиссуру» удостоился 47-летний сценарист (!) Александр Лунгин, сын Павла Лунгина. В послужном списке наследника творческой фамилии это вторая режиссерская практика, первый фильм «Явление природы» 2010-го года никто толком и не видел. Так что эта награда за ленту «Большая поэзия» - настоящий успех начинающего режиссера. Из описания картины: «Фильм рассказывает о двух парнях, живущих на окраине Москвы и работающих инкассаторами. Они - молоды, одиноки, у них нет никого, кроме друг друга. Всю жизнь они перевозят чужие деньги. Мечтают, ходят в поэтический кружок в доме культуры и на петушиные бои в местное общежитие гастарбайтеров. Попытки найти поэтическое настроение в окружающем их прозаическом мире приводят героев к выводу, что единственное подлинно поэтическое действие - ограбление банка». Все эти «петушиные бои» также поддержаны из государственного кармана.
Чуть более радужные шансы на приемлемый прокат у комедии Анны Пармас «Давай разведемся», которая получила приз зрительских симпатий и награду за лучший режиссерский дебют. Лента и впрямь стала первой самостоятельной режиссерской работой для Пармас, которая куда более известна в качестве автора клипов группы «Ленинград». Но будет справедливым предположить, что успехом на фестивале комедия про матримониальные неурядицы весьма харизматичной особы в первую очередь обязана весьма популярной (и заслуженно) Анне Михалковой, занятой в главной роли. И здесь самое время вспомнить про другие наследственные имена, попавшие в ротацию нынешнего «Кинотавра».
Быть продолжателем династии - тяжкий груз и большая ответственность. Хорошо, когда твой актерский дар очевиден - как у той же Анны Михалковой. Но есть и другие примеры. Весьма прохладные отзывы на фестивале получила «Гроза» режиссера Григория Константинопольского. Это та самая классика Александра Островского, но перенесенная в наши дни. Заглянем в титры: Алиса Хазанова, Иван Макаревич, Алексей Макаров (если кто вдруг не знает - сын Любови Полищук). Вполне возможно, что и с другими актерами эта лента не состоялась бы, но осадочек, как говорится, все равно остается. Особенно в случае с потомком Андрея Макаревича, у которого уже 21 актерская работа, в том числе и в главных ролях, - но только ни одной внятной.
А сколько персон вертится на всяких кинотусовках только в силу своей принадлежности к «избранным». Даже текущие новости «Кинотавра» не обошлись без красноречивых деталей. Вот выдержка из сообщения ТАСС: «Также в ходе дискуссии затронули вопрос о том, как пробиться в кино. «Надо правильно жениться. Или родиться в правильной семье», - пошутил режиссер Алексей Чупов. После его фразы Бондарчук и Анна Михалкова, ставшая в этом году председателем жюри короткого метра, с улыбкой пожали друг другу руки». Пусть в этом случае в фокус попали действительно талантливые люди - но все равно получается как-то бесстыдно.
«Кинотавр» остается зеркалом нашего кинематографа при любом раскладе. И, к сожалению, вовсе не кривым - это ситуация в отрасли сложилась кривая. Иначе и быть не может: живо вспоминается эпизод, произошедший в кулуарах одного из петербургских культурных форумов, когда один из самых маститых продюсеров, не смущаясь обилием журналистов, натаскивал приближенных кинокритикесс: «Вы, главное, делайте акцент на бабле - пусть дают финансирование. Будут деньги - дадим и хороших режиссеров, и конечную продукцию». Нет, как видно, не получается. Пока по-прежнему: деньги есть, хорошего и даже пристойного кино почти нет. И, судя по всему, не предвидится. Недаром один из ведущих российских кинокритиков Ольга Галицкая сочла необходимым поделиться впечатлениями на своей странице в «Фейсбуке»: «Ну что вам сказать. Один фильм похож на дешевое лоскутное одеяло из вылинявшего ситца. Другой - на пафосную пьесу графомана, которому мнится, что он философ и художник».
И последняя деталь, вишенка на торте. В перечень наиболее часто финансируемых государством кинокомпаний входят студии и Федора Бондарчука, и Никиты Михалкова, и Алексея Учителя, и руководителя «Кинотавра» Александра Роднянского. А потому вопрос, изменится ли что-либо в российском кинокоролевстве в ближайшем будущем, становится риторическим.
Константин КАЮКОВ,
интернет-журнал «Интересант»