На Олимпийских Играх в Пхенчхане россиянам, к сожалению, никак не удается открыть счет золотым медалям. Хотя уже несколько раз наши подбирались к заветной цели очень и очень близко. Были близки к победе и фигуристы Евгения Тарасова и Владимир Морозов, для этого им требовалось лишь чисто откатать произвольную программу. Но они не справились, допустили несколько ошибок, остались даже за пределами пьедестала почета. Что наверняка порадовало присутствовавшего на трибунах президента МОК немца Томаса Баха - большого любителя антироссийских санкций. К тому же чемпионский титул «уплыл» не куда-нибудь, а в Германию.
Украденные мечты
Вообще, парное катание всегда считалось самым успешным советско-российским видом фигурного катания. Танцоры и одиночники периодически проигрывали Олимпийские Игры, в то время как парники более полувека держали марку. Страшно сказать - с 1964 года, когда первенствовали Людмила Белоусова и Олег Протопопов.
Правда, и здесь было полтора исключения. Да-да, именно полтора. Поскольку в 2010-м в Ванкувере россияне вообще остались без наград в этой дисциплине, а в 2002-м в Солт-Лейк-Сити Елену Бережную и Антона Сихарулидзе постфактум заставили разделить «золото» с канадцами.
Тогда выдача канадцам на блюдечке с каемочкой второй золотой медали казалась несправедливой. Но теперь-то мы понимаем - Бережная с Сихарулидзе еще легко отделались. В нынешних обстоятельствах их могли запросто лишить заслуженной олимпийской победы, скинуть без объяснения причин с верхней ступеньки пьедестала. Или вообще не допустить к Играм без объяснения причин. Как это нынче сделали, скажем, с олимпийскими чемпионами Сочи петербуржцами по рождению и «фигурному воспитанию» Ксенией Столбовой и Федором Климовым. Никто не говорит, что Ксения с Федором обязательно бы выиграли в Пхенчхане медаль в личных соревнованиях, но это было возможно. «У меня украли мечту», - такое сообщение написала Столбова своему тренеру Нине Мозер.
Попытки наладить контакт
По словам Мозер, после решения МОК у нее было ощущение отрезанной правой руки, пустоты, она свалилась с высокой температурой. А ведь Нина Михайловна тренирует не только пару Столбова - Климов, но и пару Тарасова - Морозов. Так что санкции МОК, безусловно, ударили по всем парам в ее тренировочной группе.
Но, кажется, «мелочи», вроде искалеченных судеб спортсменов и их тренеров, Баха волнуют в последнюю очередь. Президент МОК продолжает вести себя издевательски. На днях вот устроил встречу с «Олимпийскими атлетами из России». Пришел пообщаться с парой десятков россиян, попытался наладить контакт, дал понять, что их присутствие в Пхенчхане свидетельствует о его удивительной доброте. А на вопросы про отстраненных без причины ребят отвечал, как водится, крайне уклончиво.
Посетил Бах и произвольную программу спортивных пар. Где на трибуне явно болел не за россиян, по его прихоти лишенных флага и гимна. Естественно, глава МОК рассчитывал на победу немецкого дуэта Алена Савченко - Бруно Массо. Хотя немецкого лишь формально, ведь Савченко - украинка, Массо - француз. Тем не менее, на Олимпиаде-2018 они выступали под немецким флагом, а россияне - под олимпийским. Такая вот справедливость по Баху...
Тем не менее, признаем, победа Савченко и Массо в Пхенчхане добыта вовсе не благодаря МОК. Эта пара своим феноменальным катанием в произвольной заслужила успех. И прежде всего победу заслужила Савченко. 34 года, пятая (!) Олимпиада, четвертый партнер. Украинка прежде дважды становилась призером Игр, пять раз выигрывала чемпионаты мира. Она отказывалась завершать карьеру, продолжала упорно карабкаться на олимпийскую вершину. И наконец-то завоевала заветный приз. Их с Массо произвольная программа получилась просто чудесной, заслужившей рекордных оценок. После такого катания с нервами не справились даже главные фавориты. Сперва - лидеры после короткой и действующие чемпионы мира китайцы Сунь Вэньцзин и Хань Цун, затем - Тарасова и Морозов.
Хорошая примета
Россияне катались в финальной разминке последними, по уже изрядно подпорченному конкурентами льду, под серьезным психологическим прессингом. В общем, при желании ошибкам (двойной сальхов вместо тройного у партнерши, падение Тарасовой с выброса) можно найти оправдание и даже объяснение. Но кого они теперь волнуют?
Прокат нашей пары еще не закончился, а уже было ясно - ребята остались не только без «золота», но и без медали. Однако они, как и мы, все равно до объявления оценок надеялись на чудо. Которого, понятное дело, не случилось - россияне стали четвертыми. Владимир как настоящий мужчина сдержался, а вот Женя разрыдалась. И слезы понятны - следующего шанса ждать теперь целых четыре года.
Но паниковать не стоит - надо успокоиться. И вспомнить о хороших приметах. Так, Татьяна Тотьмянина с Максимом Марининым на своей первой Олимпиаде также стали четвертыми, а в следующий раз выиграли «золото». Максим Траньков и вовсе на дебютных Играх занял седьмое место, а в Сочи с Татьяной Волосожар стал чемпионом. Про Савченко и говорить не приходится. Так что следует вытереть слезы, стиснуть зубы и продолжить работать. Партнерше только-только исполнилось 23 года, партнеру - чуть больше 25, шансы взять олимпийский реванш в 2022-м в Пекине у них весьма неплохи. Главное, чтобы МОК допустил...
Дмитрий КИРИЛЛОВ,
интернет-журнал «Интересант»