Чемпионат мира по футболу завершился в России благополучно во всех отношениях, теперь можно вспомнить и о других видах спорта. Прежде всего - об олимпийских. После Игр в Рио-де-Жанейро и Пхенчхане от Международного олимпийского комитета мы поневоле ждем новых ловушек и подвохов. И наверняка перед Играми-2020 в Токио дождемся. Тем более, что сами как будто нарываемся. Так, на днях на новый срок президентом Федерации бобслея России (ФБР) был переизбран Александр Зубков, ранее лишенный двух золотых медалей Олимпиады в Сочи за подмену допинг-проб.
Без наград, но с должностью
В Сочи Зубков в качестве пилота выиграл соревнования бобов-двоек и бобов-четверок. Стал одним из главных героев Игр-2014. Но радовался он не так и долго, чуть больше трех лет, - в ноябре 2017-го МОК лишил его завоеванных золотых наград и пожизненно отстранил от Олимпиад. Причем Спортивный арбитражный суд Зубкова, в отличие от большинства коллег, не оправдал - его признали виновным в нарушении антидопинговых правил, разве что отменили пожизненное отстранение от Олимпиад.
К тому моменту спортсмен уже давно завершил карьеру, пересев в кресло чиновника, - с лета 2016-го он возглавлял ФБР. С вердиктом CAS он, конечно же, публично не согласился, но апелляцию в Федеральный суд Швейцарии подавать не стал. Загадочно добавив, что будет доказывать свою невиновность другими способами.
Но главное, Зубков находясь под неминуемой угрозой допинговой дисквалификации, не только не подал в отставку или хотя бы благоразумно ушел в тень по примеру экс-главы РФС Виталия Мутко - он выдвинул свою кандидатуру на новых выборах президента ФБР. И на этой неделе их выиграл - со скандалом и, скорее всего, с неприятными для федерации и всего российского олимпийского движения последствиями.
Скандал, еще скандал!
Впрочем, ФБР к скандальным президентам не привыкать. До Зубкова эту должность занимал бизнесмен Георгий Беджамов. До поры до времени всё шло хорошо, даже замечательно, однако в конце 2015-го Внешпромбанк, совладельцем которого был бизнесмен, с треском рухнул, средств лишились не только простые граждане, но и влиятельные чиновники и организации. Пострадал финансово и Олимпийский комитет России. Беджамов успел сбежать из страны и так и не вернулся, даже был объявлен в международный розыск.
А его место и занял Зубков. Которого даже его бывшие партнеры по экипажам считают крайне непростым человеком с гигантскими амбициями. На протяжении карьеры за ним тянется «шлейф» конфликтов и интриг.
Так, после ухода Александра в 2014-м из спорта, ему была предложена должность главного тренера юниорской сборной страны. Но сам спортсмен такому предложению публично оскорбился. Потребовав (да-да, именно так!) пост главного тренера национальной сборной. Своего он добился спустя пару лет после бегства Беджамова. И довольно быстр «оброс» лояльными людьми, в том числе и за счет создания новых региональных федераций, укомплектованных сторонниками.
Получил Зубков и поддержку главы Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF) Иво Ферриани, назвавшего россиянина «очень хорошим лидером». Действительно, наших бобслеистов после быстрых разбирательств допустили к международным стартам под эгидой федерации. Но такая лояльность многими объяснялась не дипломатическими талантами Зубкова, а спонсорским контрактом IBSF c «Газпромом», по которому федерация за три предыдущих года получила более 3,5 миллиона евро. К тому же прошлой зимой контракт был продлен.
Зачем было подставляться?!
Зато на Олимпиаде россияне (те, кого всё же допустили) провалились - за исключением скелетониста Никиты Трегубова, завоевавшего «серебро». Александр Зубков разумно свалил все неудачи на «козни Запада», а нынче легко отмел призывы конкурентов бойкотировать выборы. На данный момент он фактически монополизировал российский бобслей. И это было бы банальными внутренними разборками в федерации, если бы не нависший дамоклов мяч дисквалификации.
Смешно, когда Зубков говорит о том, что намерен вернуть в Россию международные старты. Ведь именно его персона может стать для борцов с допингом из МОК и WADA «красной тряпкой». Дополнительным раздражителем, поводом для сохранения ограничений и отказа от восстановления РУСАДА.
Кстати, во время своего визита на финал чемпионата мира по футболу глава МОК Томас Бах обсуждал вопросы восстановления Российского антидопингового агентства с новым президентом ОКР Станиславом Поздняковым. Сложно сказать, упоминали ли они в беседе фамилию Зубкова, но очевидно: международным спортивным чиновником не по нраву, что, несмотря на наказание, он продолжает рулить российским бобслеем.
Очевидно, что должны понимать пикантность ситуации и Поздняков с министром спорта Павлом Колобковым. Но, по-видимому, они повлиять на упорного в достижении своих целей Зубкова не захотели или не смогли.
Конечно, очень может быть, что экс-бобслеист действительно невиновен и дело против него было сфабриковано. Но если так, надо бороться, прежде всего, за свое доброе имя, а только затем - за кресло президента федерации. В противном случае, когда главу ФБР дисквалифицируют, что рано или поздно случится, противники российского спорта смогут оперативно раздуть громкий скандал и под шумок ввести новые спортивные, в том числе, олимпийские санкции. Надо ли было так подставляться?! Увы, похоже, в российском спорте ничему не учатся не только на чужих, но и на своих ошибках.
Дмитрий ГРОМОВ,
интернет-журнал «Интересант»