Противостояние вокруг строительства храма в центре Екатеринбурга целую неделю остается главной темой в информационном пространстве. Сугубо региональная, местечковая, новость получила федеральный резонанс. Реагировать пришлось даже главе государства. Случайно ли так произошло? Анализ ситуации показывает, что «народный протест» имеет все признаки рукотворности. И более того - ситуация в регионах разжигается на ровном месте уже не в первый раз.
«Мы должны только выиграть»
«Екатеринбург в ближайшие месяцы станет горячей протестной точкой на карте России, потушить которую местными силами будет непросто... Это идейная война, которая вот-вот перерастет в вооруженный конфликт… Но от этого кошмара - что удивительно - все мы должны только выиграть», - написал 18 марта 2019 года на своей странице в «Фейсбуке» некий Ринат Низамов.
Эта запись была сделана за два месяца до событий в сквере у Театра драмы, когда разгоряченная молодежь, выступающая против храма Святой Екатерины, пошла в рукопашную на ОМОН.
Собственно, как получилось это противостояние, кто изначально позвал людей в сквер, - тоже не секрет.
«Быстро кинули клич, и уже в семь часов вечера здесь были сотни, а затем тысячи человек», - самодовольно откровенничал всё тот же Ринат Низамов в интервью телеканалу «Дождь».
Потом Низамов оказался в числе тех, кого позвали на переговоры между сторонниками и противниками строительства храма к губернатору Свердловской области.
Правда, от роли организатора протеста он стеснительно отрекается, называя себя «простым горожанином». Тем не менее, видеозаписи с места событий свидетельствуют как минимум о самом активном участии Низамова в екатеринбургских событиях. На одной из видеозаписей он командует действиями своих помощников, на другой - кричит «Позор! Позор! Позор!» в адрес защитников храма. А еще очень много матерится и угрожает всем подряд своими якобы имеющимися связями.
О том, что представляет собой екатеринбургский протест, можно понять по шокирующему видео с места событий. «Защитники сквера» под руководством невидимого дирижера вдруг начинают скакать на месте и скандировать: «Кто не скачет - тот за храм!».
Аналогия здесь очевидная: именно так скакали на Майдане. И кричали похожее: «Кто не скачет - тот москаль».
От глянца - к политике
Ну а теперь о том, кто такой Ринат Низамов. Человек, писавший, что в Екатеринбурге будет «идейная война, которая вот-вот перерастет в вооруженный конфликт», занимает должность директора сети городских интернет-порталов холдинга «Хёрст Шкулёв Медиа» (Hearst Shkulev Media). Низамов - правая рука Виктора Шкулёва, президента холдинга, известного медиаменеджера.
В империю Шкулёва входят все самые известные глянцевые журналы, а также влиятельные интернет-порталы в крупнейших городах России. Недавно Виктор Михайлович сделал покупку и в Петербурге - приобрел «Фонтанку.ру». В итоге в его руках за последние два года незаметно оказался мощнейший информационный ресурс. Наблюдатели предполагали, что Шкулёв, ранее занимавшийся только глянцем, создает сеть городских интернет-порталов в интересах других лиц, но, похоже, они ошиблись: конфликт в Екатеринбурге заставляет сделать другое предположение - что Шкулёв решил самостоятельно поиграть в политику.
Главной информационной и организационной площадкой для противников строительства храма Святой Екатерины, небесной покровительницы Екатеринбурга, стал входящий в шкулёвский холдинг портал Е1.RU. Но и другие ресурсы холдинга в этой истории активно поддерживали протестующих. Чувствовалось, что это продуманная и спланированная информационная кампания.
Надо признать: если ставилась задача отработать методику разжигания региональных конфликтов, то она выполнена на «отлично». «Горячая точка» создана, местная власть скомпрометирована и в глазах жителей, и на федеральном уровне (что, кстати, не так сложно, поскольку сама эта власть весьма слаба), люди стравлены между собой. Забор на месте будущего строительства в итоге снесен, а значит, «наклонены» и епархия, и богатые спонсоры, которые финансировали проект, и православные верующие. Как и предсказывал Низамов, «мы выиграли».
Им это делать не впервой
Как известно, один раз - это случайность, два - совпадение, три - закономерность. Холдинг Шкулёва за последние полгода оказывался в центре громких скандалов гораздо большее число раз.
Фейк о том, что взрыв в жилом доме в Магнитогорске 31 декабря 2018 года, якобы является терактом, первым выдал входящий в Hearst Shkulev Media челябинский портал 74.ru. Потом коллег информационно поддержал курганский портал 45.ru - также, разумеется, шкулёвский. У Виктора Михайловича они вообще все пронумерованы.
А далее в дело включились зарубежные игроки, в том числе «Радио Свобода». Кстати, со Штатами не только у самого Шкулёва - давние связи (его холдинг изначально был с американским участием), но и у Рината Низамова. Судя по фотографиям, он - желанный гость в США.
Мы далеки от мысли, что за действиями «Хёрст Шкулев» стоят интересы Америки, как утверждается на некоторых сайтах, но и полностью сбрасывать эту версию со счетов не стоит. Впрочем, другие мотивы, о которых мы скажем позднее, представляются более правдоподобными.
Еще одним громким скандалом обернулась публикация ярославским порталом 76.ru, являющимся составной частью империи Шкулёва, фотографии, на которой было запечатлено оскорбление в адрес президента Путина. Это привело к временной блокировке сайта Роскомнадзором. И - к громкой истерике по поводу цензуры, которую подняли другие участники сети городских порталов.
Позднее было высказано предположение, что скандальную фотографию могли разместить специально, чтобы добиться блокировки, а потом объявить, что «Кремль душит свободную прессу». Если такая двухходовка действительно имела место, ее вряд ли можно назвать умной.
Большими проблемами для холдинга Шкулёва могла обернуться онлайн-трансляция, которую вел тюменский портал 72.ru во время контртеррористической операции, которая проводилась в одном из районов города. Журналисты в режиме онлайн передавали информацию о передвижениях силовиков и их действиях по захвату боевиков, готовивших теракты.
Как известно, террористы были уничтожены, и из спецназа никто, к счастью, не пострадал. А если бы случилось иначе?
«У преступников после штурма нашли смартфоны, - заявил тогда губернатор Тюменской области Александр Моор. - Они тоже могли видеть текстовые трансляции и видео-стримы».
По стопам Гусинского?
Кстати, беспокойство Моора понятно. И оно, вероятно, связано не только с информационным освещением жизни города в рамках режима КТО. Дело в том, что холдинг Шкулёва, по оценкам медиаэкспертов, весьма избирательно относится к главам регионов. Кого-то поддерживает, а кого-то - как Куйвашева в ситуации с екатеринбургским храмом - «топит».
Очень показательна в этом смысле ситуация с бывшим губернатором Челябинской области Борисом Дубровским. Уже упомянутый портал 74.ru вроде как и не работал в открытую против него, но нужную атмосферу создавал.
Например, в канун Нового года подчиненные Шкулёва и Низамова притащили в свой офис живую свинью, которую назвали Борисом, и устроили с ее помощью сеанс предсказаний. Главный вопрос, адресованный свинье, был такой: останется ли Дубровский на второй срок, либо его кто-то сменит? Из двух мисок - «Дубровский» и «Не Дубровский» - свинья Борис уверенно выбрала вторую.
Медиасообщество ждет, как будет вести себя Hearst Shkulev Media во время предстоящих осенью губернаторских выборов в целом ряде регионов, и особенно - в Петербурге. Интерес Шкулёва к северной столице очевиден: не просто же так он покупал «Фонтанку», и не просто так его бывший топ-менеджер и ближайший соратник Ирина Ган стала главой аппарата губернатора Петербурга.
В телеграм-канале «ТопГан», который ассоциируют с госпожой Ган, отчетливо чувствуется школа Шкулёва - Низамова. Там, например, впрямую называют ряд действующих политиков «врагами губернатора» - хорошо, что не врагами народа.
Но это сейчас. А кто знает, как будут использованы и «Фонтанка», и тот же «ТопГан», когда «спарринг-партнерами» врио Беглова станут еще более слабые кандидаты, чем у Полтавченко на выборах 2014 года (а судя по всему, именно так и будет)? И не захочет ли кое-кто при таком раскладе и на питерской «поляне» поиграть в политику, используя свои информресурсы, как это уже было в других регионах?
Ну а что касается Екатеринбурга, Магнитогорска, Ярославля, Тюмени, Челябинска, не имеет значения, с какой целью холдинг Шкулёва всё это делает. Возможно, решаются чисто коммерческие задачи - увеличение посещаемости сайтов, а значит, и рекламных поступлений. Или повышаются ставки накануне возможной продажи всей сети городских порталов (такие слухи тоже ходят).
А может, Виктор Михайлович решил повторить путь Гусинского и создать рычаг личного влияния не только на региональную, но и на верховную власть? Ну а почему нет? У Гусинского в конце 90-х было даже меньше медиаресурсов…
Николай ПЕЧЕРНИКОВ,
Виктор ИВАНЦОВ,
интернет-журнал «Интересант»