Открывая недавний международный форум «Один пояс - один путь», председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин заявил, что Пекин в его рамках подпишет торговые и бизнес-соглашения с несколькими десятками стран.
Владимир Путин, чье выступление стало одним из главных на форуме, отметил рост товарооборота между Россией и Китаем, а также положительно отозвался о перспективах проекта, который неофициально называют «Новый Шелковый путь».
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в свою очередь во время приветственной речи заявил, что тоже рад очередной встрече с российским лидером, и выразил надежду, что она придаст новый импульс развитию двусторонних связей. «Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особое внимание развитию отношений с РФ», - отметил он.
Напомним, еще в 2013 году власти КНР объявили о новой стратегии экономического развития «Один пояс - один путь», которая направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии.
Под этим подразумевается создание торговых коридоров для поставок товаров с Востока на Запад по оптимальным маршрутам и на наиболее выгодных для сторон условиях.
Между тем, показательно, что Россия не является официальным участником данного проекта, и об инвестициях Китая в транспортную инфраструктуру нашей страны дальше разговоров дело пока не идет. Есть ли шанс, что после данного форума дело сдвинется с мертвой точки?
- Хотел бы заметить, что для России на этом форуме не идет речь о заключении договоров, способных принести быструю выгоду - говорит доктор исторических наук, известный российский китаевед Алексей Маслов. - Надо понимать, что мы даже не являемся официальными партнерами Поднебесной по проекту «Один пояс - один путь» или, как его еще называют, «Новый Шелковый путь». Поэтому в отличие от стран, которые подписали с Китаем определенные отношения, мы на данный момент не можем рассчитывать на большие инвестиции восточного соседа в нашу транспортную инфраструктуру. Тем не менее, мы показываем, что проект нам интересен, и мы готовы в перспективе участвовать в нем. Это пока скорее политическая позиция, чем экономическая. И то, что Путин открывал этот форум, не будучи даже президентом страны-участницы этого проекта, - особый знак уважения Китая к России, понимания общих стратегических интересов.
- Почему мы не стали участниками проекта, который мог бы привести в страну не один миллиард инвестиций, ведь в нашем правительстве только и говорят о необходимости привлечения иностранных капиталов в Россию?
- Надо понимать, что инвестиции, тем более такие большие, всегда даются под определенные условия. У России еще до того как Китай начал реализовывать проект «Нового Шелкового пути», были предложения к соседям по модернизации нашей транспортной инфраструктуры, но соседи на это не пошли. Теперь же получается, что России как бы предлагается участвовать в чужом проекте - по уже установленным китайцами правилам.
Транспортная инфраструктура при наших пространствах для нас очень важна, особенно, это касается Сибири и Дальнего Востока. У нас там всего две крупные железнодорожные артерии - Транссиб и БАМ. БАМ китайцам сегодня не интересен из-за малых пропускных способностей. А пропускную способность Транссиба они хотели бы увеличить в три с лишним раза. С одной стороны, у нас даже подготовлены конкретные предложения, что надо сделать для этого. Но непонятно, что мы будем иметь в конечном счете. Поскольку при сохранении того положения, что есть сейчас, нам достаточно тех пропускных способностей Транссиба, что уже есть.
Мы заинтересованы в том, чтобы Китай инвестировал или иным способом участвовал в наших инфраструктурных проектах, чтобы это в итоге приводило, например, к развитию нашей промышленности, станкостроения. Китай же в свою очередь больше заинтересован в сбыте своих товаров в Европу по кратчайшему и наиболее удобному пути.
А пока получается, что Китай не очень-то стремится закупать у нас даже сельскохозяйственную продукцию. При том, что более 60 процентов продовольствия Поднебесная закупает за рубежом, там не стремятся усиливать долю российского экспорта. В то время как, например, в Забайкальском крае есть избыток производства мяса и мясной продукции, на Алтае - перепроизводство зерна и муки. Всё это могло бы уходить в Китай, но там, повторяю, стараются максимально диверсифицировать закупки.
- Но мы же в любом случае за то, что согласимся модернизировать «мост» между Китаем и Европой, получим какие-то транзитные дивиденды.
- Пока, насколько я понимаю, нет четких расчетов, какова же будет наша выгода. В любом случае, для нас важна политическая составляющая данного проекта - именно политическая. Ведь Китай, запуская «Новый Шелковый путь», по сути предлагает альтернативный американскому вариант глобализации. Нам важна эта альтернатива, потому мы и поддерживаем проект, - говорит Алексей Маслов.
- Сегодня Россия и Китай уже не просто экономические партнеры, - считает президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев. - Наше стратегическое сотрудничество приобретает черты союзнических отношений. Перспективы нашего взаимодействия большие, в том числе в отношении транзита китайских товаров в Европу. Как по Севморпути, так и через сухопутную территорию России.
- Между тем, наш Транссиб нуждается в модернизации, если его использовать именно как часть проекта «Один пояс - один путь». Почему же дело застопорилось?
- Можно обратиться к цифрам. Китайцы уже порядка 100 миллиардов долларов вложили в инфраструктурные проекты по всему миру. При этом на проекты, связанные с Россией, приходится всего 1 процент этих средств. И это при том, что у нас огромная совместная граница, и мы постоянно декларируем высокий уровень наших отношений.
Хочу заметить, что Китай сам привлек огромные инвестиции за последние 30 лет, там знают, как надо создавать условия для привлечения средств.
Я думаю, что проблема в том, что мы сами опасаемся инвестиций как таковых, особенно, когда они связаны с Китаем. Например, существует устойчивый миф о том, что китайцы привлекают на зарубежные стройки исключительно собственную рабочую силу. А потом этих китайцев, дескать, «не выгонишь». Это не так. Китайцы обычно взвешивают, есть ли необходимый трудовой потенциал в той стране, где они что-то делают. И только при нехватке внутренних трудовых ресурсов привлекают рабочих из самого Китая. В Москве, например, китайские компании при строительстве крупных объектов не раз уже обходились без китайских рабочих, хотя имели разрешение привлекать иностранную рабочую силу.
- Индия произвела некоторый демарш в отношении проекта «Один пояс - один путь». Территориальный спор между Индией и Пакистаном может помешать «Новому Шелковому пути»?
- Я уверен, что нет, - убежден Сергей Санакоев. - Такие вопросы решаются на уровне дипломатов. Должна быть проведена дипломатическая работа для сглаживания всех недоразумений.
Алексей ПОЛУБОТА,
«Свободная пресса»
Оригинал материала: http://svpressa.ru/economy/article/172322/
Материал цитируется по публикации на сайте Русского телеграфного агентства