Скандальная инициатива о возможном запрете старых автомобилей, которая почти сутки провисела в топе всех новостных агрегаторов, похоже, будет иметь политические последствия. Но - не для жены гендиректора КамАЗа и по совместительству депутата Госдумы Альфии Когогиной, которая и выступила с данной идеей, а для СМИ, которые об этом написали. В критике Когогиной в частности и Госдумы вообще усмотрели… возможное иностранное влияние.
В поисках «нагнеталей»
Сегодня было официально объявлено, что в начале сентября, сразу после открытия осенней сессии Госдумы, на ковер в Охотный ряд вызовут руководство новостных агрегаторов.
«Мы бы хотели встретиться с представителями агрегаторов, особенно если они зарегистрированы за рубежом, и уточнить, зачем они это делают. Складывается впечатление, что это делается специально для нагнетания социально-политической ситуации», - заявил депутат Андрей Исаев. Он также подчеркнул, что обсуждал тему с председателем Госдумы Вячеславом Володиным.
В общем, опять везде враги народа, шпионы и диверсанты. И снова зазвучало слово «фейк-ньюс». Хотя в истории с инициативой Когогиной депутатам уж точно винить некого, кроме самого себя.
Покушение на собственность
Информацию о письме Альфии Гумаровны в профильные министерства с идеей запретить эксплуатацию старых автомобилей первым передало государственное агентство РИА «Новости». Факт наличия письма был подтвержден и самой Когогиной, и представителями правительства. И только потом, когда возник колоссальный общественный резонанс, последовали уточнения.
Через два часа Когогина заявила, что речь идет только о коммерческих машинах. «Никто не говорит о тех автомобилях, на которых граждане ездят сами, возят своих детей или рассаду на дачу», - добавила она. А еще через час тот же Исаев, выступая от имени Госдумы, еще больше сузил круг возможных пострадавших. Обязательный запрет на старые авто, по его словам, может распространяться только на общественный транспорт, а также транспорт, перевозящий детей и инвалидов.
Видимо, в Госдуме решили: этих двух заявлений будет достаточно, чтобы погасить волну возмущения. Ну а что - на дворе август, отпускная пора, разве кому-то могут быть интересны разные депутатские инициативы? Но общество восприняло идею запретить старые машины как прямое покушение на собственность. Ведь по данным ГИБДД, из 60,5 миллиона транспортных средств, ездящих сегодня по дорогам России, 20,9 миллиона - старше пятнадцати лет, а еще 10 миллионов - старше десяти лет. То есть инициатива Альфии Когогиной, в том виде, как она была преподнесена изначально, затрагивала интересы как минимум 25 миллионов домохозяйств и десятков тысяч коммерческих предприятий. В условиях снижающихся уже который год доходов населения и усиливающегося давления на малый и средний бизнес скандал был неизбежен.
Слишком лобовой лоббизм
До сих пор непонятно, что на самом деле было в письме, которое жена директора КамАЗа разослала в министерства. Полностью оно так и не было обнародовано. По данным «Коммерсанта», Когогина предложила Минпромторгу и Минтрансу проработать вопрос о «законодательном запрете использования автомототранспортных средств, достигших предельных сроков эксплуатации». О каких именно автомобилях идет речь и какие санкции будут применяться, в письме не уточнялось.
Показательно, что одобрение намерений Когогиной, как по команде, высказали крупнейшие производители грузовиков - КамАЗ и ГАЗ. «Это позволит улучшить экологическую обстановку в городах», - заявило руководство «КамАЗа». «Введение этой меры давно назрело из-за смертности на дорогах», - заявило руководство ГАЗа.
То есть вероятные лоббисты даже и не думали скрываться - они откровенно радовались тому, что смогут увеличить продажи. Совсем прямо по этому поводу высказались представители «Соллерс» - компании, в собственности которой находится УАЗ. «Низкий темп обновления автопарка - одна из ключевых проблем российского авторынка», - заявили они.
Вообще, в лоббизме нет ничего плохого - это обычная мировая практика. Но так, чтобы супруга директора крупного завода, заняв депутатское кресло, начала продвигать идею замены значительной части коммерческой автотехники в стране, - это слишком лобовой лоббизм.
Вся нагрузка - на бизнес?
Альфия Когогина, кстати, - совсем не рядовой депутат. Она является заместителем председателя думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Ранее именно этот комитет поддержал законопроект о так называемом «социальном предпринимательстве», фактически перекладывающий на бизнес с плеч государства заботу о трудоустройстве и доходах инвалидов, выпускников детдомов, бывших зэков, вынужденных переселенцев.
Андрей Исаев, который - видимо, на правах старшего товарища, на ходу вносил «поправки» в автомобильную идею Когогиной, - входит в Комитет по труду, социальной защите и делам ветеранов, на первый взгляд - «непрофильный» по этой теме. Но он на днях и по «профилю» громко высказался. Горячо поддержав идею введения четырехдневной рабочей недели, Исаев, как сообщается на официальном сайте Госдумы, подчеркнул важность сохранения существующего уровня заработной платы сотрудников.
«Сохранить зарплату - это необходимое условие перехода. Заработная плата должна остаться прежней и индексироваться», - сказал Исаев.
За счет чего, каким образом бизнес сможет сохранить зарплату сотрудникам при сокращении рабочей недели? Такие вопросы парламентария, вероятно, не беспокоят.
Понятно, что за сохранение финансового благополучия на четырехдневке для чиновников, депутатов, сотрудников ГУП, ГБУ и ГКУ, значительная часть которых бездельничает и при пятидневке, заплатит бюджет (то есть мы с вами). А бизнесмены-то почему должны тратить дополнительные деньги? И главное - откуда они их возьмут?
Даешь новые штрафы!
Возможно, эти вопросы тоже будут расценены господином Исаевым и иже с ним как информационная диверсия. Ведь если гнев Андрея Константиновича вызвало то обстоятельство, что в новостных топах слишком долго высвечиваются заголовки типа «В Госдуме предложили запретить эксплуатацию старых автомобилей», то про четырехдневку заголовков будет еще больше.
И что, депутат опять будет указывать СМИ и новостным агрегаторам, как им освещать информационную повестку? Или высказываться в том духе, что надо «поправить заголовки» и «объяснить людям еще раз, что Государственная дума никогда не поддержит решения, которые ущемляют права и интересы граждан», как он сделал это в ходе скандала вокруг Альфии Когогиной?
Кстати, совершенно предсказуемо, чем может закончиться этот скандал, - усилением ответственности для новостных агрегаторов. В марте 2019 года, когда был принят закон о фейковых новостях, агрегаторы из-под его действия были выведены. Но ничто не мешает изменить этот закон и заставить те же «Яндекс.Новости», Google News и «Ньюс.Рамблер» платить миллионные штрафы.
Вот тогда новости и реальная жизнь, и сейчас во многом существующие в параллельных мирах, полностью утратят взаимосвязь. Нынешние хозяева жизни, несомненно, закатят пир в этот праздничный для них день - день окончательной смерти журналистики в России.
Алексей НИКОЛАЕВ,
интернет-журнал «Интересант»