О сегодняшнем экономическом положении россиян можно судить по разным показателям - личным доходам, покупательной способности, объемам продаж потребительского рынка, доле семей с потребительским стандартом. Но есть факторы, которые вдруг высвечивают экономическое самочувствие не менее четко и зримо, например - туризм.
Образная поговорка времен античности «Увидеть Рим и умереть!», как и ее парафраз «Увидеть Париж и умереть!», рожденный Ильей Эренбургом в начале 1930-х годов, для многих советских граждан звучали предельно реалистично. Живя за «железным» занавесом, они готовы были отдать жизнь, только бы хоть глазком глянуть, как там у них все устроено. Поэтому неудивительно, что едва в этом занавесе возникли дырки, как наш народ тут же бросился путешествовать по всему миру.
В конце 1980-х и в 1990-е мы ездили за границу, экономя каждую копейку, и возвращались, так гордясь открытием еще одной страны, как Колумб не гордился открытием Америки. В 2000-е большинство из нас отправлялось туда уже с величавой ленивостью, капризно жалуясь друг другу: «Опять пришлось откатать финскую визу!..».
В 2014-м короткий миг счастья закончился. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в том году российские туристы потратили в загранпоездках на 6 процентов меньше, чем в предыдущем, - 50 миллиардов долларов. 2015-й и вовсе стал обвальным: 32 миллиарда. Показатели минувшего 2016-го - еще ниже - 24 миллиарда.
Недавно пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, сославшись на информацию Пограничной службы ФСБ, подтвердила данные UNWTO: в 2016-м россияне совершили заграничных поездок на 18,5 процента меньше, чем в позапрошлом году.
Понятно, что главная причина - падение курса рубля к ведущим валютам. Но интереснее, пожалуй, другое - на самом деле и прежде, в самые тучные годы, за рубеж позволяли себе выезжать лишь немногие. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) провели исследование, которое показало: 70 процентов россиян никогда в своей жизни не отдыхали не только за рубежом, но даже за пределами своего родного населенного пункта. И курс рубля тут вообще не причем, причины совсем другие.
Первая - застойная бедность, тянущаяся с таких давних годов, которые никто и не упомнит. Именно поэтому чуть не две трети россиян даже в самые тучные нулевые годы предпочитали дешевые Египет, Турцию и тратили мало: в пять раз меньше того, что оставляют за границей китайцы, в два с лишним раза меньше американцев и примерно на треть меньше известных своей прижимистостью немцев.
Вторая причина - привычка к оседлому образу жизни, унаследованная еще от далеких предков, и тайная боязнь всего чужого и незнакомого, о чем с таким безжалостным талантом поведал нам в своих рассказах и фильмах еще Василий Шукшин.
Тут уж кому как на роду написано: или сидеть сиднем у себя дома, или при первой возможности бежать и осваивать мир. Это две разные психологии. Поэтому в последние годы, когда рубль похудел вдвое, российский внутренний туризм стал расти как на дрожжах: если в 2013 году внутри страны путешествовали 29 миллионов туристов, то в 2014-м - уже 40, в 2015-м - 50, а в 2016-м - около 60 миллионов. Нельзя ездить по миру, так будем ездить по своей России!
Ну а кто и куда из россиян отправится отдыхать в этом году? Каков расклад накануне открытия сезона?
Специалисты туриндустрии настроены оптимистично. Уже первый квартал показал: по сравнению с прошлым годом, число путешественников-одиночек снизилось на 2 процента, но зато количество туров на двух и более человек, в том числе с детьми, выросло на 19 процентов и в дальнейшем может увеличиться на треть. Семьями едут чаще всего в Турцию, Италию и Испанию - там подешевле. А те, кто любит отдыхать в одиночестве или с другом (подругой), предпочитают страны подороже - Великобританию, Германию, Австрию, Швейцарию, Ирландию, Индонезию и - путешествия по родной России.
Кстати, насчет внутреннего туризма. Если за четыре минувших года он вырос вдвое, то в нынешние майские праздники его популярность упала в среднем на 15 процентов и едва дотягивает до четверти всего объема нынешнего туристического рынка. Еще в прошлом году на майские каникулы больше всего россиян стремилось в Симферополь, а нынче желающих отправиться в этот крымский город - на треть меньше. В другие города - тоже меньше, в частности, в Сочи - на 14 процентов.
Чем же российские просторы, в том числе, наше черноморское побережье, стали теперь хуже? Да ничем. Просто рубль стал лучше. А отечественный сервис в сравнении даже с турецким по-прежнему может сравняться разве что по цене, но никак не по комфорту. Грязненький пляж, заведующая музеем, уехавшая в областной центр, причем с ключом от входной двери, как раз за четверть часа до вашего появления, трубы парового отопления, которые меняют в гостинице почему-то именно в дни вашего пребывания, крайне заинтересованное отношение местных автоинспекторов к вашей машине, украшенной, к несчастью, номерными знаками чужого региона, - всё это как-то не прибавляет российскому туристу патриотизма. И едва появляется возможность сравнивать то, что здесь, с тем, что там, как наш человек, вопреки всему, чему учит его телевизор, делает выбор в пользу заграницы…
Свидетельствует ли всё это о том, что экономическая ситуация, пусть и понемногу, улучшилась? Возможно. Но улучшилась не для всех, конечно, и даже, увы, не для большинства, а всего лишь для очень немногих из той трети наших сограждан, которые очень хотят и любят путешествовать. Остальным остается только порадоваться за этих избранных и остаться дома в обнимку с телевизором, вещающим, как у нас всё хорошо.
Сергей АЧИЛЬДИЕВ,
публицист,
специально для интернет-журнала «Интересант»